Драка за газ. Куда податься простому потребителю?

15 декабря 9:41
журналист

"Нафтогаз Украины" и облгазы воюют за потребителя. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

Пока облгазы «кошмарят» украинцев внезапными долгами за три года, правительство грозится «вжарить» облгазы Дмитрия Фирташа проверками. На линии огня этой битвы оказались потребители, которые должны заплатить тысячи гривен облгазам за якобы потребленное, но не посчитанное топливо. «ХН» узнавала, как быть с невероятными счетами, удастся ли получить субсидию с «долгом» от газовщиков и зачем облгазы и «Нафтогаз» затеяли войну.

Две, три, четыре, семь и даже девять тысяч гривен долга за три года пользования газом. Многие харьковчане на прошлой неделе вошли в личные кабинеты на сайте «Харьковгаза» и потеряли дар речи. У них внезапно появились тысячные долги перед предприятием – даже у тех, кто каждый месяц исправно платил по счетам.

Информационный долг

Внезапной должницей газовщиков оказалась и жительница дома № 17 по улице Фонвизина пенсионерка Любовь Доценко. Всю жизнь они с мужем исправно платили за коммунальные услуги, и вот внезапно оказались должны «Харьковгазу» 1864 гривны. Такая сумма значится в долгу у потребителей в их личном кабинете на сайте 104.ua.

– Газовая у нас – только варочная поверхность, даже духовка в печке – электрическая. Я подняла все счета за газ, и оказалось, что за три года мы заплатили 1871. То есть, получается, что теперь я должна заплатить за услугу в двойном размере, – возмущена пенсионерка.

На однокомнатную квартиру пенсионеров оформлена субсидия. Была государственная скидка и на услуги «Харькогаза». На тот долг, который пенсионерам начислила организация, субсидия, разумеется, не распространяется. И как быть с субсидией на новый отопительный сезон теперь, когда у добросовестных плательщиков нарисовались долги, они не знают.

Потребители переживают не только за субсидии, но и за будущее своего имущества. В непонятной ситуации оказались те горожане, которые планируют в скором будущем продавать квартиру.

– Я вот не знаю, как теперь подписывать «нулевку» (так называемая «нулевая квитанция» – справка о том, что у потребителя нет долга перед поставщиком услуг – прим. «ХН»), с таким долгом мне ее никто не даст в горгазе. Нотариусу она, в принципе, не нужна, но вот покупатели всегда требуют ее при сделке, – жалуется на форуме владелец трехкомнатной квартиры и долга в 5 тысяч гривен Сергей Шилин. – Конечно, все рассчитано на то, что человеку срочно нужно продать, и он заплатит.

Внезапные долги появились в личных кабинетах не только у харьковчан, но и у потребителей из других городов. Облгазы ссылаются на то, что 27 ноября Верховный суд Украины постановил отменить два решения Кабмина от 23 марта 2016 года, в которых идет речь о снижении норм потребления природного газа для физических лиц.

Потребители увидели в личных кабинетах долги на тысячи гривен. Фото: скриншот

В «Нафтогазе Украины» посоветовали потребителям не только не платить, но и пожаловаться на облгазы госрегулятору – в Нацкомиссию, которая осуществляет регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг.

– Право потребителя – заплатить только за тот газ, который он потребил. В типовом договоре о поставках газа предусмотрено правило, что потребитель может оплатить только ту сумму, которую он считает обоснованной. Он должен обратиться к поставщику, указать на нарушения и попросить о перерасчете. После этого необходимо обратиться к национальному регулятору, – заявил на пресс-конференции замначальника Департамента энергоэффективности НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Хабатюк.

«Нафтогаз» даже разместил на своем сайте схему-методичку, в которой указано, как именно и куда должен жаловаться потребитель – с образцами заявлений в облгаз и НКРЭКУ.

В «Харьковгазе», куда «ХН» обратилась за разъяснениями, нас успокоили: от субсидии отказываться не придется, срочно бежать оплачивать тысячи гривен долга не нужно, как и писать письма-жалобы госрегулятору.

– Задолженность указана информационно, в баланс в личном кабинете она не включена. Ничего не нужно погашать, нужно оплачивать текущие платежи, – разъяснила «ХН» пресс-секретарь «Харьковгаза» Ольга Клименко. – А вот вопрос о перерасчете, мы надеемся, Кабмин урегулирует без участия потребителей и финансовой нагрузки на них.

В облгазе требуют пересчитать платежи с 2015-го по ноябрь 2018 года, которые как раз и отменил Верховный суд. С ноября, предупреждают в пресс-службе «Харьковгаза», будут действовать уже новые нормы потребления (см. инфографику).

Что же касается долга, в газораспределительной компании надеются, что Кабинет Министров принудит «Нафтогаз Украины» провести взаиморасчет с облгазами и выплатит им сумму, которую, как полагают в облгазах, им задолжали из-за неадекватного тарифа.

История вопроса

Тарифные войны в судах между облгазами и правительством имеют длинную историю. Еще в 2016 году абонентам без счетчиков предъявили к оплате суммы за якобы потребленный ими газ за 9 месяцев 2015 года, в течение которых действовали невыгодные для газовщиков 3-кубовые нормы потребления. Тогда национальный регулятор опередил газовщиков и принял в конце ноября ряд постановлений, которые запрещали поставщикам газа в областях при расчетах с населением включать в квитанции дополнительные суммы.

В августе 2017 года Кабинет Министров принял решение снизить нормы потребления газа для физлиц без счетчиков. В Украине эти нормы – понятие очень нестабильное, они постоянно колеблются вверх и вниз (см. графику). Правительство тогда решило, что потребитель с газовой плитой и центральным горячим водоснабжением использует 3,3 кубометра в месяц, если нет горячего водоснабжения – 5,4 куба, а если есть газовый водонагреватель – 10,5 куба.

С тех пор в облгазах стабильно жалуются на убытки и пытаются собрать с потребителя побольше денег. Ровно год назад, в декабре 2017 года, в квитанциях за ноябрь потребители обнаружили сумму долга, равную той, которую следовало заплатить за месяц. Тогда в «Харьковгазе» пояснили, что этот долг – и не долг вовсе, а просто сумма, рекомендуемая для оплаты в следующем месяце. Вероятно, многие добросовестные потребители заплатили за этот «рекомендуемый долг» заранее. Тем не менее, фокусы с цифрами в квитанциях не спасают облгазы от долгов перед НАК «Нафтогаз Украины». По данным ООО «Харьковгаз сбыт», они задолжали национальной компании за топливо около 500 млн гривен. Долг газораспределительные компании объясняют тем, что газ постоянно дорожает, а тариф давно не соответствует затратам на поставку топлива потребителям. Последний раз цены на газ для населения повысились в октябре 2018 года на 23,5 %.

Меняем монополиста на монополиста

В Кабмине, похоже, не разделяют надежду облгазов на взаиморасчет. На прошлой неделе глава правительства Владимир Гройсман анонсировал масштабную проверку облгазов и пообещал им «вжарить по первое число».

– Платите только за фактически потребленный газ. Не больше 8,55 гривны потребления газа для потребителей без счетчиков за кубометр газа. Все остальное – мошенничество со стороны поставщиков. Мы поручим правительству или примем какой-либо другой документ для того, чтобы НКРЭКУ осуществила детальную проверку всех облгазов страны. То, что я слышу сегодня, выходит за пределы полномочий, от чего страдает население. Наверное, даже создадим совместную группу – НКРЭКУ, представители правительства – Минрегиона, Минэнергоугля – и начнем их приводить в чувство, – в сердцах заявил премьер-министр.

В НАК «Нафтогаз Украины» тем временем обвиняют облгазы в шантаже и запугивании потребителей. По мнению топ-менеджеров НАК, газораспределительные компании, большинство из которых, в том числе «Харьковгазсбыт», принадлежат бизнесмену Дмитрию Фирташу, нарочно рисуют потребителям несуществующие долги, чтобы не дать им уйти к другим поставщикам. Под другим поставщиком газовый монополист подразумевает свою собственную компанию – ООО «Газопоставляющая компания «Нафтогаз Украины».

Харьковчанам советуют пока не оплачивать "информационный" долг. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

– В законе написано, что любой потребитель может поменять своего поставщика. Для этого он должен рассчитаться с предыдущим поставщиком, уведомить его о том, что хочет сменить поставщика и заключить договор с другим поставщиком. Что же на практике? Есть несколько механизмов, как привязать потребителя и удержать его незаконным способом, – заявил Алексей Хабатюк. – Мы долгое время занимаемся тем, что переводим потребителя с облгазсбытов на нашу компанию. Люди сталкиваются с препятствиями – не могут поменять поставщика в силу того, что им насчитаны долги, но люди с ними не согласны. Но если вы не согласны с долгом – вы должны оплатить ту часть, с которой согласны, но до момента решения суда долг остается таким, каким его насчитали. Мы имеем такой набор системных проблем – создание из потребителей газа крепостных, которые не могут сделать свой выбор, предусмотренный законом.

Сегодня у «Газопоставляющей компании «Нафтогаз Украины» – чуть больше 250 тысяч потребителей, из них 250 000 в Кировоградской области, и около ста – по всей Украине. В Кропивницком потребителей у Фирташа отобрали в прошлом году. Летом 2017-го НАК «Нафтогаз Украины», владеющая 50 % + 1 акциями компании ОАО «Кировоградгаз», провела внеочередное собрание ее акционеров. Они приняли решение о полной смене правления, ревизионной комиссии и наблюдательного совета. В октябре 2018 года ГП «Центргаз» ОАО «Кировоградгаз» решило отказаться от роли поставщика газа со специальными обязанностями и обратилось в НКРЭКУ с просьбой аннулировать лицензию на поставку природного газа с 1 октября 2018 года – и с тех пор «Газопоставляющая компания «Нафтогаз Украины» оказалась единственным поставщиком в области.

– Между «Нафтогазом» и облгазами идет война, и отвечать за ее последствия, как всегда, придется простым гражданам, – заявил «ХН» эксперт по энергетике, бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко. – Я не являюсь поклонником облгазов и Фирташа, но монополия «Нафтогаза» на этом рынке будет не лучше. В этом случае нацрегулятор в лице НКРЭКУ должен был занять нейтральную позицию, быть равноудаленным от всех участников конфликта.

НКРЭКУ утверждает инвестиционные программы облгазов и, по мнению Алексея Кучеренко, в сложившейся ситуации должна провести комплексный аудит и публичные слушания по выполнению этой программы в каждой области. Этот аудит и должен показать, правильно ли распоряжаются облгазы инвестиционными средствами. Если да, то требования повысить нормативы справедливы, поскольку существующие не могут обеспечить безубыточную работу предприятий.

Потребитель, подожди

В непонятной ситуации оказались и обладатели газовых счетчиков – им тоже «доначислили» определенные суммы при помощи так называемого «зимнего коэффициента», о чем писала «ХН» в прошлом номере. Кабмин 14 лет назад ввел эти коэффициенты, чтобы привести нормы потребления к стандартным условиям, а стандартными условиями для Харьковской области являются +20 градусов. Газ при низких температурах сжимается, следовательно, гласит постановление, потребитель возьмет его больше, чем покажет счетчик. Коэффициенты варьируются от 0,1 до 11 % – чем холоднее, тем больше придется заплатить сверх показаний счетчика.

Харьковчане уже получили квитанции с зимними коэффициентами, однако НКРЭКУ запретила их применять. В «Харьковгазе» пока ссылаются на то, что еще не видели соответствующего постановления.

Алексей Кучеренко полагает, что в сложившейся ситуации войны между поставщиками и непонятной пока позицией госрегулятора потребителям лучше всего платить за фактический объем потребленного газа, а все прочие доначисления оставить без внимания до тех пор, пока по ним не будет четкой позиции Нацкомиссии.

Бесплатный счетчик – по решению суда

В Харьковской области 40 тысяч потребителей не имеют газового счетчика. У них появился шанс обзавестись прибором учета за деньги поставщика. Все – благодаря иску жителя Кривого Рога, который пожаловался в суд на компанию «Криворожгаз», которая отказывается бесплатно устанавливать индивидуальные газовые счетчики в квартирах.

7 ноября Верховный суд Украины постановил: счетчики ставить за счет газораспределительных компаний. Но харьковчанам рано радоваться – в «Харьковгазе» говорят, что денег на такое «баловство» у них нет. Для 100 % учета газа у жителей Харьковской области до 2021 года, как того требует закон, компании нужно тратить на это 25 миллионов гривен каждый год – а при существующем тарифе, жалуются в компании, это невозможно. Пока что счетчики ставят за счет потребителей. Это удовольствие стоит 3,5 тыс. грн.

Комментариев: 0
На станции метро "Исторический музей" прошли учения на случай воздушной тревоги Прогулки по Харькову: дом купца Моисея Фаянса по Мироносицкой улице
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы