Асфальт сошел. Почему в Харькове ужасные дороги
Фото: Константин Чегринский / KHARKIV Today
В 2016 году на ремонт дорог в Харькове потратили рекордную сумму – больше 700 млн грн. Однако уже к весне от асфальта на многих участках не осталось и следа. «ХН» разбиралась, почему в городе такие плохие дороги.
Весна пришла – асфальт ушел. Ситуация с дорогами катастрофическая почти во всех районах города: размеры ям доходят до того, что автомобили проваливаются в них. В такой ситуации на днях оказалась инкассаторская машина. Соцсети облетела фотография автомобиля, который передним колесом буквально «утонул» в огромной выбоине на проспекте Героев Сталинграда. Харьковчане завалили городской совет петициями с просьбами отремонтировать дороги. Однако у чиновников другие планы. Из года в год ремонтируются одни и те же участки, однако и эти ремонты не дают гарантии того, что асфальт на дороге продержится хотя бы год.
«Прощание с асфальтом»
На сайте харьковского горсовета зарегистрированы десятки петиций Геннадию Кернесу с просьбой починить дороги. Активно писать обращения в мэрию харьковчане начали с середины февраля, когда снег подтаял, обнажив ужасное состояние асфальтовых покрытий.
«Дорожное покрытие в очень плохом состоянии, даже если в маршрутке ехать, то можно так на яме подпрыгнуть, что и головой о крышу удариться! Сделайте что-то с дорогой, хотя бы землей ямки засыпьте, если нет денег сделать асфальтом, уже который год», – возмущен автор петиции Андрей Васильевич, который просит отремонтировать дорогу на Коммунальном мосту.
С похожей просьбой в мэрию обратилась и харьковчанка Наталья Нетеса. «Обращаемся с просьбой отремонтировать участок проезжей части по проспекту Тракторостроителей от пересечения с Салтовским шоссе до проспекта Юбилейный. Это не дорога, а стиральная доска с ямами в шахматном порядке. А переезд трамвайных рельс – настоящее испытание для водителей машин с низким днищем», – написала горожанка 21 февраля.
Обратить внимание на многострадальную улицу Гольдберговскую просит Сергей Соколов. «Асфальт положен прямо на каменную мостовую, в результате чего после каждой зимы образуется большое количество выбоин и ямочного ремонта хватает максимум на полгода. Улица достаточно загружена транспортом, трамваями и требует капитального ремонта практически на всей протяженности», – говорит Соколов.
Таксисты, которые ежедневно колесят по всем районам города, солидарны с горожанами. Дороги после зимы – в очень плохом состоянии, особенно на Салтовке (список самых плохих дорог города смотрите в Топ-10).
– Сейчас очень тяжело ехать по городу, срочно нужно делать хотя бы ямочный ремонт, потому что создается аварийная ситуация по всему Харькову, – рассказал «ХН» председатель областного профсоюза водителей такси Сергей Старцев.
А харьковская писательница и блоггер Анна Гин тем временем предлагает учредить ежегодный праздник «Прощание с асфальтом».
«Улицу, по которой я десять лет вожу дочь в школу, ремонтируют каждую осень. Вот прям по настоящему: рабочие надевают светоотражающие жилеты, ставят предупреждающие знаки, выводят сложную технику, перекрывают дорогу. Но приятные весенние ручейки уносят весь этот фарс. Каждый год», – написала Анна об улице Астрономической. И таких улиц в городе десятки.
Закопать деньги в ямку
Ежегодно из городской казны на ремонт дорог тратятся сотни миллионов гривен. В 2016 году было выделено 730 миллионов. По информации Департамента строительства и дорожного хозяйства горсовета, в прошлом году капитально ремонтировали проспекты Победы, Григоренко, Людвига Свободы, Московский (от ул. Энергетической до пр. Ландау), улицы Клочковскую, Литературную, Культуры, Данилевского, Механизаторскую, Кооперативную, Плехановскую (от Полевой до Энергетической) – совсем не те улицы, которые просят ремонтировать харьковчане. На 2017-й предусмотрено немного меньше – 642 миллиона. В зоне внимания чиновников вновь оказались магистрали, которые капитально латали и в прошлом году. 230 миллионов избранники выделили на главное болевое место транспортной системы города – трамвайные пути. За эти средства обещают доделать дорогу и пути в районе вокзала и провести масштабную реконструкцию на Клочковской, где появится три новых переезда – на пересечении с проспектом Победы, с Новогородской и на Клочковском спуске (бывший спуск Пассионарии – прим. «ХН»).
– Мы планируем начать все работы в первых числа апреля, когда грунты усядутся, чтобы мы потом в плавунах не остановились. Остановим все трамваи. Работ много, мы заранее просим извинения за неудобства, которые будут и для автомобилистов, и для людей, которые любят трамваи как вид транспорта, но это необходимость, без которой мы дальше не можем жить. Клочковская, спуск Клочковский – это самый сложный объект, он вообще будет делаться четырьмя этапами, частичным закрытиями, перекрытиями – потому что перекрыть полностью новый мост мы бы не хотели, – рассказал о планах на 2017 год вице-мэр по вопросам развития инфраструктуры Евгений Водовозов.
Что касается других прошлогодних дорожных долгов, то уже в апреле рабочие планируют возобновить работы на площади Павловской и улице Героев Труда, где они были начаты еще в 2016-м. Тогда же были проведены и тендеры, говорит Водовозов, вот только реализовать проекты своевременно не удалось – зима в декабре началась неожиданно.
На полное обновление – строительство и реконструкцию дорог – запланировали лишь 111,7 млн грн. Для примера: столько же депутаты выделили в этом году на один имиджевый проект – реконструкцию зоопарка, причем за эти деньги планируется лишь начать работы.
Харьковчанин Дмитрий Принцев, известный тем, что в прошлом году пожаловался на дорожников в полицию, уверен: кому-то просто невыгодно ремонтировать улицы капитально. С 2013 года он обращался сначала в ГАИ, потом – в патрульную полицию с жалобами на ямы, но ни одно должностное лицо не понесло наказание за создание аварийной ситуации.
– Есть порядок содержания дорог, механизм их обустройства, порядок определения лиц, которые несут за них ответственность. Эта ситуация остается такой, пока нет прецедента, пока не будет доказана вина конкретных людей в том, что они создают аварийную ситуацию в городе, – рассказал «ХН» Принцев. – Делают в основном ямочные ремонты, а не капитальные, потому что гарантия на ямочный ремонт – 3 месяца. По прошествии 3 месяцев в эту ямку можно закопать еще деньги.
На текущий и ямочный ремонт дорожного полотна в этом году предусмотрели 216 млн грн – почти в два раза больше, чем на капитальную реконструкцию.
Свои люди на миллиард
Качество магистралей напрямую зависит от подрядчика, который выполняет работы. Если проанализировать, кто выигрывает тендеры на ремонт дорожного полотна в Харькове, то становится очевидно, что случайных игроков к «закапыванию денег в ямки» не подпускают. Бессменный фаворит торгов горсовета – фирма «Паркинг+». Еще в 2015 году Антимонопольный комитет поймал эту компанию на сговоре с другими компаниями во время участия в тендере на проведение капремонтов дорог в Харькове. Цена вопроса тогда составляла 81 млн грн, антимонопольщики оштрафовали «Паркинг+» на полмиллиона, однако Апелляционный хозяйственный суд отменил это решение.
«Паркинг+» тем временем продолжает участвовать в тендерах на ремонт дорог – и выигрывать их. В прошлом году фирма получила 20 млн грн за капремонт Павловской площади, улиц Морозова, Никитина, Военной, переулка Корсиковского. В конкурсе на ремонт Павловской у «Паркинг+» был единственный конкурент – ДБК «Уровень». Еще 57 млн грн фирма забрала за ремонт Московского проспекта от пр. Маршала Жукова до ул. Харьковских Дивизий, еще 31 млн – за ремонт семи улиц. Этот список можно продолжать очень долго.
– За 8 лет «Паркинг+» получил из городского бюджета более миллиарда гривен на ремонт харьковских дорог, не считая внутриквартальные ремонты, – проанализировали в Харьковском антикоррупционном центре.
Такая популярность строительной компании не удивляет, если знать, что до 2010 года ее директором и соучредителем был Владимир Чумаков, который с того же 2010-го и поныне возглавляет городской Департамент строительства и дорожного хозяйства. Еще один частый победитель тендеров горсовета – ДБК «Уровень», среди бенефициариев которой значится компания «Финэкс-Капитал». В прошлом году мэр Геннадий Кернес задекларировал 10 млн грн дивидендов, которые он получил от этой компании. Не обходят вниманием с заказами на внутриквартальные ремонты и «Спецстрой-3», которым руководит депутат горсовета от «Відродження» Виталий Ганжа. За годы, когда любимчики Кернеса получали миллиарды из городского бюджета, Харьков приобрел славу мегаполиса с худшими дорогами в Украине.
Экспертное мнение
Дороги не ремонтируют по 25 лет
Почему в Харькове часто разрушаются дороги, которые всего сезон тому назад были отремонтированы, «ХН» спросила у завкафедрой строительства и эксплуатации автодорог ХНАДУ профессора Валерия Жданюка.
– Прежде чем говорить о том, что асфальт весной слез, нужно посмотреть, что это за дорога. В Харькове есть улицы, которые не ремонтировались по 20-25 лет. Это уже перебор по полной программе, потому что есть ремонтные сроки, и нужно всегда их выполнять. Но, к сожалению, у нас говорят: «Дорога – не мост, она не упадет», вот и эксплуатируют ее до последнего, пока не начинаются трещины, а потом на ее месте появляются выбоины. Если повреждена полностью вся улица, ямочный ремонт нет смысла делать – там нет основы. Латка будет стоять, но асфальт рядом с ней будет разрушаться, – рассказал доктор технических наук.
По словам Жданюка, в Харькове есть улицы, отремонтированные по новой технологии с применением современных европейских материалов – они не разрушаются долгое время. Пример – улица Пушкинская, с момента капремонта которой прошло больше 5 лет. Но эта технология стоит намного дороже обычной асфальтобетонной смеси, поэтому на внутриквартальных дорогах ее не применяют.
Топ-10 плохих дорог Харькова*
- ул. Гольдберговская (бывшая 1-й Конной Армии)
- пр. Тракторостроителей (р-н перекрестка с ул. Корчагинцев)
- пр. Академика Павлова (р-н рынка «Барабашово»)
- пр. Московский (центральная часть)
- ул. Амурская
- ул. Светлая
- ул. Чугуевская
- ул. Клочковская (на отдельных участках)
- ул. Валдайская
- ул. Москалевская
* По результатам опроса таксистов.