«Зради і перемоги»: Каким был Харьков в 2017-м

26 декабря 10:39
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Фото: Елена Павленко / Facebook
журналист

«Одоробло», рейтинги, рост цен на коммуналку, децентрализация, сад Шевченко, e-ticket, метро на Одесскую. Эти слова и понятия определили жизнь харьковчан в уходящем году. «Харьковская неделя» вспомнила, чем впечатлил 2017-й.

Политическая жизнь в уходящем году ознаменовалась относительным затишьем: новых назначений и громких увольнений не было. Однако уже заметно, что чиновники ХОГА начинают готовиться к выборам 2019 года, пытаясь сформировать хорошее мнение о себе при помощи рейтингов, которые, увы, идут вразрез с реальной жизнью жителей области. Коммунальные услуги дорожают, при этом из КП продолжают утекать бюджетные деньги, область теряет инвестиции, а чиновники продолжают врать о заоблачных достижениях. Но были в 2017 и положительные моменты: в Харькове окончательно сформировалось гражданское общество и культурная жизнь города расцвела, невзирая на войну.

Юлия Светличная на сессии облсовета. Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today

Миф года

Политическая жизнь Харькова ознаменовалась в 2017-м частыми визитами президента и первой леди, а также активным самопиаром главы ХОГА Юлии Светличной. Губернатор в компании первых лиц отмечалась на всевозможных промышленных предприятиях и хвасталась успехами в области строительства, промышленности и инвестиций.

– Харьковская промышленность демонстрирует рост уже второй год подряд, – заявила Светличная во время визита премьер-министра Владимира Гройсмана.

В ежеквартальных рейтингах губернаторов Комитета избирателей Украины Юлия Светличная также занимала первые места. Правда, оценку КИУ сложно назвать объективной: учитывали не только социально-экономические показатели, но и мнения неких неизвестных экспертов – политологов, журналистов и всех желающих.

– В этом году мы увеличили количество экспертов – каждый желающий мог заполнить форму на нашей странице в Facebook и стать экспертом, – рассказал об этапах составления рейтинга гендиректор КИУ Алексей Кошель.

В отличие от оценок неизвестных экспертов, рейтинги Минрегионстроя, которые базируются не на мнениях, а на цифрах, показывают совсем другие результаты. В итоговом за год отчете социально-экономического развития регионов Харьковская область выглядит не наилучшим образом: по темпам роста промышленного производства – 9-е место в стране, в развитии сельского хозяйства – и вовсе 19-е.

Больше всего завышает свои заслуги председатель ХОГА в инвестициях.

– Мы всем показываем, настолько восток страны безопасен. Демонстрируем, что нам можно доверять, что сюда можно вкладывать деньги. Как результат – 270 млн долларов США привлечено иностранными и отечественными инвесторами в экономику области, – заявила Юлия Светличная.

Однако, по данным Госстата, с января по сентябрь 2017 года иностранные инвесторы вложили в экономику области 31,8 млн долларов. По данным Минрегионстроя, по темпам роста капитальных инвестиций Харьковская область – на 3-м месте с конца. В чем Юлия Светличная действительно преуспела в этом году – так это в вытягивании бюджетных денег на содержание своего аппарата. Харьковская область в 2018-м обойдется налогоплательщикам в 544 миллиона гривен – дороже всех других администраций в Украине.

Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today

Бюджетные дыры года

Если в Харькове какая-то сфера и отличается в своей работе постоянством, так это работа коммунальных предприятий, значительная часть из которых снова показали убытки, несмотря на вливания из бюджета. «Харьковские тепловые сети» и «Харьковводоканал» закрепили за собой и статус главных должников – их невыплаты перед «Харьковоблэнерго» достигли миллиарда. Отопительный сезон в этом году чуть было не сорвали из-за невероятных долгов тепловиков за газ – только за 2017-й «Теплосети» задолжали «Нафтогаз України» 517 млн грн. Из городского бюджета на экстренной сессии 7 октября в предприятие влили 130 млн грн. При этом личные активы руководителя беднейшего предприятия Сергея Андреева, согласно данным его декларации, перевалили за 7 млн грн.

Летом коммунальщики совместно с энергетиками освоили новую схему сокрытия расходов – они проигнорировали постановление НКРЭ о согласовании тарифов с населением. В Киеве предположили, что если перед повышением тарифов и принятием других важных в работе КП программ проводить открытые слушания, контроль за работой предприятий будет более тщательный. Вкупе с созданием наблюдательных советов при КП это должно было бы дать немалую экономию. Но в Харькове традиционно все переиначили – наблюдательные советы не создали, а открытые слушания провели за закрытой дверью. Точнее их разыграли с участием работников КП, в административных зданиях предприятий, а горожане, узнав о проведении собраний, вынуждены были пробиваться на них силой. Такие общественные слушания провели сразу три предприятия-монополиста – КП «Харьковводокал», КП «ХТС» и АО «Харьковоблэнерго». И решили в итоге повысить тарифы, якобы с одобрения громады. При этом требования той же громады раскрыть структуру тарифов и отчитаться о расходах полностью проигнорировали. Кстати, траты коммунальных предприятий удивляли харьковчан весь 2017 год. К примеру, «Харьковводоканал», невзирая на миллиардные долги за электричество, закупил 55 килограммов красной икры и плазменный телевизор за 84 тыс. грн.

Строительство зоопарка. Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today

"Распилы" года

Минувший 2017 год вошел в историю Украины как год раскрытия самой крупной, по оценкам Генпрокуратуры, земельной аферы страны. Ее авторами стали харьковские градоначальники и крупные строительные корпорации. Речь идет о «кооперативной схеме» выделения земли. Впрочем, расследование ГПУ оказалось секретом полишинеля, так как о самой схеме было известно около десяти лет. Именно столько времени депутаты с благословения городского головы «бесплатно» нарезают мнимым жилищно-строительным кооперативам земельные участки. На самом деле за этими ЖСК стоят частные корпорации и бизнесмены, близкие к власти, которые таким образом получили около 600 гектаров городской земли стоимостью более 8 миллиардов гривен. Следователи предъявили подозрения в мошенничестве топ-чиновникам горсовета во главе с экс-мэром Михаилом Добкиным, с которого даже была снята депутатская неприкосновенность и внесен залог, но на этом громкое расследование застопорилось. Правда, застройщики «добровольно» вернули 49 участков громаде, а в горсовете отказались от использования схемы ЖСК в дальнейшем.

А тем временем в горсовете придумали новые сомнительные сделки «на благо харьковчан». И рекордсменом в этом вопросе можно по праву считать еще одну мега-реконструкцию – на этот раз зоопарка. По размаху денежных вливаний кредиты на парк Горького кажутся мелочью. Для постройки домов животным городские власти не стали искать инвесторов, а выделили средства из бюджета. Только в 2017 году депутаты горсовета выделили 404 миллиона гривен. Впрочем, проект «Харьковский зоопарк» может стать «распилом» не только года, но и десятилетия. На следующий год на его реконструкцию запланировано еще 742 миллиона. На этом объекте, полностью оплаченном из кармана налогоплательщиков, будет строиться предвыборная кампания самого Кернеса или его преемника. Сроки сдачи чудо-зоосада приурочили аккурат к местным выборам 2019 года.

Митинг против "одоробла". Фото6 Константин Чегринский/KHARKV Today

Победа года

Гражданское общество Харькова оформилось еще во время протестов 2014 года, однако именно 2017-й позволил ему показать себя в полную силу. Речь идет о длительной борьбе активных харьковчан за историческое наследие города, вошедшей в словарь горожан под названием «война с одороблом».

Все началось в феврале, когда горсовет объявил результаты конкурса на лучший проект памятного знака на площади Свободы. Ожидаемо победила работа, одним из авторов которой был Павел Чечельницкий (брат главного на тот момент архитектора Харькова). Колонна, увенчанная ангелом с крестом, возмутила горожан несоответствием архитектурному ансамблю площади.

– Мы просим не вторгаться в конструктивистский ансамбль площади, который, по сути, является шедевром мировой архитектуры, – заявила правнучка архитектора Алексея Бекетова Елена Рофе-Бекетова.

Однако в горсовете думали иначе.

– Колонна воспринимается издалека, как карандашик на фоне крупного Госпрома, а когда человек подходит к памятному знаку, он воспринимает только низ, – заявил на пресс-конференции главный архитектор города Сергей Чечельницкий.

С легкой руки активистов колонну прозвали «одороблом». Петиция за отмену конкурса на сайте горсовета набрала 5 тысяч подписей, однако мэр не внял гласу народа. Харьковчане пошли в суд и обратились за помощью к министру культуры Евгению Нищуку. Скандал достиг всеукраинского масштаба, министр выехал на переговоры с городскими и областными властями в Харьков. Тем временем судья Дзержинского суда вынес беспрецедентное решение об отмене результатов конкурса горсовета. И хотя чиновники Кернеса упорствуют в своем стремлении впихнуть на место Ленина свой «карандашик», харьковчане отстояли свое право на историческое наследие.

– Есть большие подвижки в развитии гражданского общества Харькова, и это прекрасно. Люди научились бороться, объединяться, разбираться в ситуации, – прокомментировала историю «ХН» архитектор Евгения Губкина.

По «одороблу» еще идут разбирательства в высших судебных инстанциях, но благодаря активности харьковчан Госпром вошел в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Место аварии на Сумской. Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today

Трагедия года

К сожалению, в 2017-м Харьков прославился не только активной позицией горожан, но и трагедией, которая потрясла весь мир и попала на страницы ведущих изданий планеты. 18 октября на Сумской, возле станции метро «Исторический музей», Lexus на скорости около 100 км/ч пронесся на красный свет, столкнулся с автомобилем Volkswagen Touareg, вылетел на тротуар и там, словно кегли, сбил 11 человек. Пятеро из них – Александр Евтеев, Наталья Умаева, Анастасия и Алла Сокол, Нина Кобесова – погибли на месте, Диана Берченко скончалась в больнице.

Не только масштабы трагедии, но и ее обстоятельства поразили. Оказалось, что за рулем летевшего на красный внедорожника была 20-летняя студентка Елена Зайцева, приемная дочь известного в городе предпринимателя. Девушка получила права два года назад и за это время 6 раз нарушила ПДД. Эта история стала последней каплей в чаше терпения выходок мажоров за рулем: активисты нескольких общественных организаций пришли в суд с требованием не выпускать Зайцеву из изолятора. До февраля подозреваемая останется в СИЗО.

Не так ведет себя Геннадий Дронов, у которого также статус подозреваемого в деле. Вначале он преувеличил тяжесть своих травм, в суде требовал отпустить его из-под стражи по причине плохого самочувствия. Своей вины он не признает. Суд постановил пока оставить его за решеткой.

Чудовищная трагедия вскрыла многие дорожные проблемы Харькова, на которые ежедневно закрывают глаза водители, пешеходы и городские власти. К примеру, оказалось, что дорожная разметка находится в ненадлежащем состоянии (стоп-линию на месте аварии коммунальщики рисовали на второе утро после катастрофы), а автошколы выдают права за денежное вознаграждение.

 

Электронный билет. Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today

Обещания года

2017 год Харьков встретил с теми же обещаниями чиновников, которые звучали на протяжении последних 10 лет. Главное из них – перевести городской транспорт на единый электронный билет. Впервые это новшество было разрекламировано еще в 2007 году, когда город получил право принимать Евро-2012. Тогда в троллейбусах даже установили пробные валидаторы, однако для того, чтобы перейти на систему полностью, не хватало соответствующего закона. Верховная Рада приняла его только в этом году. Горсовет провел конкурс на установку платежных систем, выиграла его «Финансовая компания «Платежный центр», близкая к Геннадию Кернесу. Заместитель городского головы Евгений Водовозов весь год обещал, что единый электронный билет вот-вот заработает в трамваях, троллейбусах и метро (на маршрутки он не распространяется).

К осени валидаторы появились в некоторых троллейбусах и трамваях, на остановках установили терминалы по продаже билетов. Торжественный запуск анонсировали 1 декабря, однако что-то пошло не так. Многие терминалы и валидаторы оказались залиты зубной пастой. Но даже те харьковчане, кому удалось купить электронный билет, не смогли его применить – в большинстве трамваев и троллейбусов валидаторы так и не были установлены, так что пассажирам пришлось оплачивать проезд по старинке. Что касается метро, там системы продажи билетов даже не появлялись. Сотрудники подземки на вопрос, как же мы будем ездить с 1 января, только разводят руками.

– Сама концепция применена впервые в Украине и понятно, что есть, были и будут еще набиваться шишки. Мы сразу понимали, что не будет так легко, как нам бы хотелось, – признал ошибки первый зам. мэра Игорь Терехов.

Пока что обещание остается невыполненным и переходит на следующий год.

Второй масштабный прожект городских властей тоже касался транспорта. Речь шла о строительстве новых станций метро в направлении аэропорта. Эту идею вынашивали многие годы, но денег на его реализацию не находили. Горсовет решил взять кредит у Европейского банка реконструкции и развития. Переговоры шли почти год, в середине декабря соглашение было подписано в Киеве на уровне государства, а 19 декабря – в Харькове. ЕББР предоставит Харькову займ на 320 млн евро на строительство двух станций – «Державинская» и «Одесская», – строительство Алексеевского депо и закупку 85 вагонов метро. Кредит дают на 18 лет, половина будет погашена из бюджета Украины, средняя ставка составит 1,5 %. Дома тех харьковчан, которые подпадают под отселение, обещают выкупить. Строительство будет идти 4 года. В следующем году «ХН» будет следить, как городские власти выполняют очередное обещание.

Школа архитектуры. Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today

Инициативы года

2017-й радовал яркими творческими проектами. На волне интереса к историческим памятникам города в городе открылась Харьковская школа архитектуры. Будущих зодчих здесь обучают преподаватели из ведущих университетов Европы. Один из основателей школы, архитектор Олег Дроздов заявил, что методика обучения будет в корне отличаться от постсоветской системы.

Радовал год и фестивалями. Помимо Дня музыки и Ночи музеев, которые с успехом проходят который год, в Харькове проводятся и «Ночи истории»: любители древних легенд и забавных фактов собираются в филармонии и под покровом ночи слушают рассказы краеведов. В уходящем году в Харьковскую область переехал знаменитый полтавский Мазепа-фест. В июле он прошел в поселке Коломак под названием «Гетьманська слава». Там же была представлена новая опера ХНАТОБа «Мазепа». Вишенкой на торте уходящего года стал фестиваль социальных инноваций и новой музыки PLAN B, который был придуман еще в прошлом году, но сейчас вышел на международный уровень. Спикеры из 10 стран мира в сфере культуры и искусства, IT, урбанизма, предпринимательства, волонтерства, альтернативного образования выступили с лекциями, а после музыканты развлекали гостей фестиваля драйвовой альтернативной музыкой. Культурная жизнь города, несколько приутихшая с началом войны в 2014 году, оживает, и есть надежда, что наступающий 2018-й окажется не менее насыщенным яркими событиями.

Комментариев: 0
Бойовики продовжують збільшувати кількість українських бранців В Лозовой попрощаются с бойцом 54-й бригады, которого убил снайпер
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы