Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

В Харькове появилось благотворительное такси для людей на колясках

Такси дает возможность людям на колясках и родителям детей с тяжелыми заболеваниями ездить бесплатно или за половину стоимости.

Харьковчане с инвалидностью стали более мобильными. В городе появилось такси, которое дает возможность людям на колясках и родителям детей с тяжелыми заболеваниями ездить бесплатно или за половину стоимости.

Сделать город доступнее для людей с ограниченными возможностями, родителей больных детей и даже тех, кто временно потерял здоровье, решил харьковчанин Леонид Балдин. Благодаря его инициативе нашлась служба такси, которая предоставляет бесплатные и льготные поездки десяткам нуждающихся в них семей.

Как тяжело человеку с инвалидностью передвигаться по Харькову, программист Леонид Балдин знает не понаслышке. Молодой человек несколько лет назад упал из окна и повредил позвоночник, с тех пор прикован к коляске. Леонид работает удаленно,  потому перед ним не стоит задача каждый день добираться на работу и домой. Но, как и всем людям, ему нужно ездить за покупками, на концерты, в гости и просто на прогулку в парк. В апреле 2017 года «Харьковская неделя» и Леонид Балдин провели совместный эксперимент и «протестировали» городское пространство на предмет инклюзии. Тогда Леонид в сопровождении «ХН» прокатился в центре города и по микрорайону¸ спустился в метро и забрался в троллейбус. Вывод был неутешителен: Харьков очень плохо приспособлен для нужд людей с особыми потребностями. Низкопольных троллейбусов и трамваев в городе нет, а в метро нужно предупреждать заранее сотрудников станции, чтобы они поднялись и помогли спустить коляску. Волонтер начал искать выход из ситуации для себя и таких же горожан «на колесах».

– Хотелось, чтобы была удобная служба такси, которую можно вызывать всегда – ночью поехать куда-то в гости, например, – рассказал Леонид «ХН».

Полгода назад служба такси «Uklon» согласилась возить людей с особыми потребностями бесплатно или за полцены. Предприниматели вместе с волонтерами разработали свою систему.

– Я собираю информацию о том, кому сколько нужно поездок, усредняю, пишу в службу, какая есть потребность. Люди получают или 8 промокодов по 45 гривен, либо 4 промокода по 85 гривен на поездки. Они могут ездить с большой скидкой или вообще бесплатно, – рассказал Балдин.

Главными получателями благотворительных промокодов стали родители детей с инвалидностью. Ездят такие люди, как правило, очень много, но из всевозможного транспорта большинству из них доступно только такси.

– Мы во многом себе отказываем, чтобы покрыть транспортные расходы, – признается Ирина Золотарева, мать восьмилетнего Давида. У мальчика – полиартрит суставов, к инвалидному креслу он не прикован, но передвигается медленно.– Посещаем клуб на Клочковской, а живем возле «Киевской», и прямого транспорта там нет. Мы еще ездим в 8-й интернат на Маршала Жукова, кроме того, есть еще и бассейн. Передвигаемся, как можем – кто-то подвезет, где-то на общественном транспорте подъедем, но чаще всего такси, – рассказывает Ирина. – Сын очень медленно ходит, потому расстояние, которое у обычного человека занимает пять минут, мы преодолеваем за 35 минут. И если будем ходить пешком – не успеем ничего сделать.

Промокоды одной службы такси, безусловно, не покрывают полностью расходы семьи на поездки, но помогают сэкономить. Как правило, Ирина выбирает четыре промокода по 85 гривен, и это позволяет съездить куда-то «внепланово» – например, на прогулку или на новогодний праздник.

Таких, как эта семья, в программе Леонида Балдина уже больше сотни, еще 30–40 взрослых с ограниченными возможностями. Кроме того, Леонид собирает благотворительные средства для оплаты такси в непредвиденных ситуациях.

– Недавно мне позвонила одна женщина, которой сделали операцию на глазах, попросила вызвать такси. Я вызвал, она поехала, – говорит Леонид.

По словам Балдина, служба вызова такси ежемесячно вкладывает в проект 30 тысяч гривен. Поначалу этой суммы хватало для того, чтобы сделать специальную скидку всем желающим, но теперь об услуге узнают все больше харьковчан. На днях Леонид разослал предложение с просьбой присоединиться к проекту и в другие харьковские службы такси. Сейчас вместе с «подопечными» ждет ответа.

– Это все было бы не нужно, если бы у нас работал доступный общественный транспорт, – вздыхает волонтер.

В 2017 году он решил привлечь внимание городского и областного руководства к недоступности Харькова для людей с инвалидностью и выехал на Сумскую на одиночный протест. Леонид 20 минут просидел в коляске напротив здания Харьковской облгосадминистрации, среди оживленного движения. Никто из власть имущих к нему не вышел.

На такси – только в больницу

В Харькове существует и муниципальное бесплатное такси для людей с ограниченными возможностями. «Инватакси» работает с 2008 года и рассчитано только на тех людей с инвалидностью, которые перемещаются в колясках. Сейчас, по официальной статистике горсовета, постоянными клиентами такси являются 511 человек. Их возят микроавтобусы «Газель», оснащенные специальными подъемниками.

Чтобы воспользоваться этой услугой, нужно потрудиться. Для начала необходимо зарегистрироваться в диспетчерской службе – подать туда копии паспорта, идентификационного кода и справки об инвалидности. Такси можно заказать за два дня до предполагаемой поездки.

«Назначение заказа определяется личным выбором пользователя услуги. Это могут быть не только поликлиники и социальные учреждения, но также парки, кинотеатры, банки, суды», – говорится на сайте «Инватакси».

Но, по словам Леонида Балдина, выбрать маршрут получается не всегда.

– У меня есть знакомая на коляске, у нее умер близкий друг, и ей надо было ехать на похороны, но ей отказали, потому что это личная поездка, – рассказывает Леонид.

В месяц каждый клиент может использовать не более 6 поездок.

В Киеве служба социального такси для людей с ограниченными возможностями появилась только в 2017 году. На 20 микроавтобусов стоит очередь, поскольку количество желающих намного превышает парк машин. Так же, как и в Харькове, такси просто так не вызовешь. Нужно сначала отнести документы в службу и оставить заявку за два дня до поездки.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.