Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Стены – новые, проблемы – старые: почему остались очереди в харьковском Центре админуслуг

Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today
центр админуслуг
«ХН» убедилась – очереди остались, как в Региональном центре, так и в районных.

Всего месяц в Харькове работает новый Региональный центр предоставления административных услуг, который чиновники назвали лучшим в Украине. Его с большой помпой открывал Президент страны Петр Порошенко. Главная цель была – избавить харьковчан от очередей. «ХН» убедилась – очереди остались, как в Региональном центре, так и в районных.

Стены – новые, проблемы – старые. Региональный центр предоставления админуслуг на проспекте Тракторостроителей выглядит шикарно. Посреди панельных брежневок глянцевое здание кажется инопланетным кораблем. При нем – клумба, большая парковка с местами для инвалидов, широкие пандусы. Внутри – тот же блеск и красота, особенно если сравнивать с каким-нибудь районным управлением «Жилкомсервиса». Здесь есть яркие табло, на которых высвечиваются номера ожидающих приема, мягкие диванчики, приветливые сотрудницы в красивой форме. И очереди – то, от чего планировали избавиться, и для чего, собственно, построили это огромное здание в спальном районе.

«Отвратительный пережиток» возвращается

Каждое утро жители Салтовки наблюдают, как возле Центра предоставления административных услуг, нового красивого здания, выстраивается вереница ожидающих. Это – те, кто приходят в центр еще до открытия. Очереди занимают за час до начала работы и даже раньше.

«Наверное, люди привыкли, что приходить нужно заранее, вот и создают очереди», – считают многие салтовчане, которые обсуждают это явление в соцсетях. Ведь 1 сентября, на открытии центра, Президент и другие чиновники обещали: здесь очереди ликвидируют как явление. В конце сентября новое здание посетил и министр соцполитики Андрей Рева.

– Когда люди стоят в очереди по несколько часов, это ненормально. Очереди – это самый отвратительный пережиток прошлого. Если мы хотим обеспечить новое качество предоставления услуг, то надо забыть об очередях. Как это сделать? А так, как это сделано в этом Региональном центре услуг, – заявил министр.

Однако оказалось, что вовсе не прихоть заставляет горожан вставать пораньше. Это – суровая необходимость для тех, кто хочет оформить документы или решить задачи административного характера. При визите в новый центр необходимо запасаться бутербродами и терпением, это – задача на целый день. Психолог Елена Почуева пошла в центр подавать документы на оформление биометрического паспорта к открытию, надеясь управиться за полтора-два часа. Однако вышла из центра она спустя 6 часов.

– Хуже всего то, что ничего нельзя узнать, – пожаловалась харьковчанка «ХН». – Ты получаешь талон с номером очереди, а дальше сидишь и не понимаешь, когда же твой номер высветится на табло, можно ли на время уйти, и когда нужно будет вернуться. И никто из сотрудников центра не может подсказать, как будет двигаться эта очередь. Я на тот момент уже оплатила услугу, потому оказалась в заложниках у центра – не могла просто развернуться и уйти.

Коллега Елены в этом случае просто не дождалась объявления своего номера, несмотря на то, что заняла очередь в половине девятого утра. Но это было в выходной день – в субботу, а по субботам центр работает до трех часов дня.

В самом центре на Тракторостроителей не отрицают: проблема очередей есть. Максимальная нагрузка, на которую он был рассчитан, – 2 тысячи посетителей в сутки.

– Больше всего посетителей у нас было в прошлый вторник – 2798 человек. Изначально была предусмотрена возможность подать заявку онлайн и получить номер в очереди, но мы столкнулись с тем, что люди начали брать по два номерка – на себя и еще кого-то из членов семьи, а потом эти места в очереди просто продавать. Потому пока мы вернулись к тому, что нужно лично сюда явиться и взять талончик, – рассказала «ХН» руководитель Регионального центра предоставления админуслуг Оксана Попова.

Сотрудники центра уверены, что в скором времени ажиотаж спадет и работать будет немного легче. В горсовете обещали, что в конце года в Харькове откроют еще 6 подобных центров, и жители всего города будут за теми же биометрическими загранпаспортами обращаться в центры своих районов. Уточнить, когда именно и где эти центры заработают, в мэрии отказались.

Паспорта не для всех

В Региональном админцентре предоставляют больше 300 услуг. Самые длинные очереди сейчас – за субсидиями и загранпаспортами. По поводу субсидий сотрудники прогнозируют: ближе к ноябрю будет легче. А что касается биометрических загранпаспортов – обвиняют миграционную службу.

– Если бы они справлялись со своей работой, то и у нас было бы меньше нагрузки. Но в райотделах миграционной службы биопаспортов по-прежнему выдают очень мало, – говорит Оксана Попова.

Посетители центра рассказывают: здесь действительно удобнее получать документы, чем в подразделениях ГМС. В зале можно посидеть на диване в ожидании очереди, принимают не по 7–10 человек в день, а гораздо больше, есть туалет и вода. Но у некоторых клиентов возникло впечатление, что их пытаются «раскрутить» на дополнительные услуги. Пенсионерка Галина Александровна пришла подавать документы на биометрический загранпаспорт – надумала наконец навестить сестру, живущую в Германии. Однако пока решила повременить.

– Мне сказали, что мой внутренний паспорт не примут, потому что там надорвана немного в углу одна страничка, его нужно сначала заменить, а потом уже подавать на заграничный. Но я думаю, это неправильно. С паспортом все в порядке – там все надписи четко видны, все печати. Думаю, они просто хотят, чтобы я заплатила деньги за замену еще одного документа, – считает пенсионерка.

Как и в отделениях миграционной службы, в центре предупреждают: изготовление загранпаспорта нового образца займет больше времени, чем это предусмотрено законом.

Пиар и расходы

Идея супермаркета услуг – такого места, где можно получить любую услугу государства, не нова и широко распространена в Евросоюзе. Например, в Польше подобный Информационный центр госслужбы работает с 2002 года, по польскому образцу создавался и Харьковской региональный центр предоставления админуслуг. Вот только называть его региональным не следовало, поскольку это противоречит закону и здравому смыслу – считает эксперт по госуправлению Олег Конотопцев.

– Его так назвали, потому что очень нужно было показать вклад Юлии Светличной в эту работу, которого на самом деле нет. Фактически он никакой не региональный, потому что жителям области нет смысла ехать в Харьков, они все эти услуги могут на месте получить. Это абсурдная идея – направить 3 млн жителей области в одно место. Ни один центр такого не выдержит. Поэтому название «Региональный центр» – это обман такой. Помимо прочего, это еще и незаконно, поскольку по закону ЦПАУ могут быть только районными или городскими и поселковыми, – рассказал эксперт «ХН».

Участие облгосадминистрации в реконструкции старого дома быта, который приспособили под центр, состояло якобы в том, что чиновники области привлекли к финансированию американское агентство по вопросам международного развития. Американцы дали 350 тысяч долларов, на эти деньги закупили оборудование и программное обеспечение. Основная реконструкция была оплачена из карманов харьковчан – то есть из бюджета города. В прошлом году «Жилстрой-2» выиграл тендер на реконструкцию на 80 млн грн. Когда в сентябре центр открыли с большой помпой, но оказалось, что он… недостроен. Департамент строительства спешно объявил еще один тендер. И снова «Жилстрой-2» его выиграл, получив в распоряжение еще 43,57 млн грн из бюджета. Согласно тендерной документации, за эти деньги застройщик должен был уточнить некоторые технологические решения помещения (что бы это ни значило), дополнительно обустроить внутренние инженерные системы, полы, лифты, провести отделку помещений, обустроить зал приема граждан, обустроить прилегающую территорию.

По словам сотрудников центра, они ничего не знают о реконструкции, которая должна была начаться уже после открытия. В центре нет никаких внешних признаков того, что там ведутся строительные работы.

В центральных районах очереди больше

Помимо нового регионального центра предоставления админуслуг, в Харькове работает один городской и девять районных подразделений ЦПАУ. Спектр предоставляемых услуг там намного меньше, чем на Тракторостроителей, но все же туда обращаются: за справками разного рода, регистрацией, выписками. И тоже не всегда успешно.

Харьковчанин Денис Котенко пошел в подразделение Шевченковского района, чтобы получить справку для многодетной семьи. Рекомендует всем жителям района: планировать поход в ЦПАУ на целый день.

– В Шевченковском районе – дикие очереди. Те, кто организовывали центры, совсем не подумали об их размещении. Так как услугу вы, как правило, можете получить в любом центре, их можно было бы как-то иначе разместить по городу, учитывая количество жителей в районе. А так Холодногорское и Новобаварское подразделения находятся на соседних улицах, и там очереди маленькие, а Шевченковское постоянно забито, – рассказал Денис «ХН».

Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today

Судя по онлайн-табло, отражающему состояние очереди на официальном сайте ЦПАУ, легче всего подать документы в Индустриальном районе – там почти нет очередей. На втором-третьем месте – Новобаварское и Немышлянское подразделения. Шевченковское и Киевское очень загружены, Московское подразделение переехало в здание на Тракторостроителей, поэтому об очереди именно жителей этого района судить невозможно.

Лайфхак от сотрудников регионального центра

Планировать визит в центр лучше всего во второй половине дня. Самые длинные очереди выстаивают те, кто приходит к открытию – в утренние часы здесь больше всего посетителей. Лучше ехать на Тракторостроителей во вторник и в четверг – в эти дни админуслуги предоставляют до восьми часов вечера. Середина и конец месяца – лучшее время для посещения, чем его начало.

Адреса и контакты подразделений ЦПАУ

Региональный центр услуг – пр. Тракторостроителей, 144, тел. 725-03-33.

Центр предоставления услуг г. Харькова – Гимназическая наб., 26, тел.: 760-70-40, 760-70-42, 760-70-44.

Шевченковского района – пр. Науки, 17а, тел. 725-03-33.

Киевского района – ул. Чернышевская, 55, тел. 725-03-33.

Новобаварского района – ул. Полтавский шлях, 11, тел.: 725-29-12, 725-29-13.

Слободского района – ул. Плехановская, 42, тел.: 725-29-24, 725-29-25.

Холодногорского района – Благовещенская, 34, тел.: 725-29-16, 725-29-17.

Московского района – ул. Тракторостроителей, 144, тел.: 725-29-08, 725-29-09, 725-29-10.

Индустриального района – пр. Алешина, 11, тел.: 725-29-32, 725-29-33, 725-29-34.

Немышлянского района – пр. Григоренко, 17, тел.: 725-29-28, 725-29-29, 725-29-30.

Основянского района – ул. Хмельницкого, 11, тел.: 725-29-20, 725-29-21.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.