Смертельный квест на харьковских дорогах: остановку на Полтавском шляхе так и не сделали безопасной

Спустя десять лет пассажиры, ожидая трамвая, ежедневно рискуют попасть под колеса автомобилей.

Еще в 2008-м стало понятно, что законодательная система неспособна защитить пешеходов и остановить водителей-нарушителей. Тогда эксперты заговорили о необходимости каких-то решений в городской инфраструктуре – расположении и безопасности остановок, чтобы вылет на них машин был минимизирован.

Остановку на Полтавском Шляхе, которая представляет собой небольшой пятачок в потоке машин, обещали, как минимум поднять по высоте и как-то обезопасить. Но прошло десять лет, а пассажиры, ожидая трамвая, все также ежедневно рискуют попасть под колеса автомобилей. Теперь свое бездействие мэр Харькова как обычно оправдывает заботой о харьковчанах.

«Это остановка островного типа и, если бы вокруг нее в 2008 году был заборчик – жертв было бы еще больше. Многих бы еще задело и им, – написал Геннадий Кернес на своей официальной странице в соцсетях. – Поэтому к вопросу безопасности пешеходов, который актуализировала авария на Сумской, надо подходить очень внимательно и искать не быстрые и простые решения, а правильные и эффективные. И мы над этим работаем».

Интересно, что европейский опыт, наследованием которого так гордится Харьков, предлагает готовые инфраструктурные решения, позволяющие обезопасить нахождение пешеходов на улицах города. Во-первых, это установка специальных защитных столбиков, которые могут остановить автомобиль, вылетающий на тротуар. Они могут быть как постоянные, по типу лежачих полицейских, так и автоматические – в состоянии покоя под землей. Во многих городах Европы такими столбами оборудованы опасные остановки и перекрестки. С другой стороны, часть европейских городов, чьи улицы архитектурно сложились даже раньше, чем в Харькове, пошли по пути отделения зон общественного транспорта от автомобильного. Например, технического запрета выезда на трамвайные пути.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Осторожно, автошкола: как покупают права в Харькове

Безусловно, все это стоит немалых средств, но в Харькове и так ежегодно тратятся миллионы на трамваи и остановки, при том, что никто безопасность этих конструкций не гарантирует. Последний пример: закупка за средства городского бюджета 40 остановок из обычного оргстекла по цене автомобиля – эквивалент 7 тысяч долларов за каждую. Причем никакими дополнительными опциями по комфорту и безопасности эти павильоны не отличаются – учитывая их расположение, автомобиль любого мажора в них может влететь с тем же успехом, как в людей на Сумской. Видимо, потому что лоббисты интересов фирмы для мэрии не чужие люди, говорят эксперты Харьковского антикоррупционного центра.

– Стоит отметить, что эта фирма мигрирует вместе с Евгением Водовозовым (вице-мэр Харькова), – замечает глава ХАЦ Дмитрий Булах. – Когда он был в Киеве, такие же абсолютно остановки поставляли в Киев, а потом, когда он вернулся в Харьков, фирма стала тут выигрывать тендеры. Остановки по такой цене – прецедент и повторение истории с лавочками в метро. Остановка по 7 тысяч долларов – это цена «Ланоса».

Впрочем, градостроители говорят, что даже если бы средства были потрачены на столбики и безопасные остановки, это были бы полумеры. Харьков, по их словам, изначально проектировался так, что пешеходы – в аутсайдерах. Там, где не царят автомобили, троллейбусные и трамвайные линии проложены так, что не оставляют места для маневров, а появившиеся вдоль них автобусные остановки вообще фактически находятся на проезжей части. Единственный выход – в масштабной перепланировке города, строительстве подземных переходов и эстакад, ведь всюду лежачие полицейские не установишь – это снизит пропускную способность улиц, говорят эксперты.

– Улицы должны быть нормального профиля, с нормальным освещением, не должно быть широких полос автомобильного движения, должна быть велосипедная инфраструктура, которая еще снижает скорость, оборудованы подземные пешеходные переходы, – говорит председатель организации «Городские реформы» Александра Нарыжная. – Во всем мире пытаются избежать больших перекрестков, потому что это небезопасно, и делаются островки безопасности.

Напомним, 2 мая 2008 года внедорожник Mitsubishi L200, за рулем которого был Андрей Полтавец, врезался в трамвайную остановку на Полтавском шляхе. Погибли шесть человек, в том числе двое детей и беременная женщина. Еще одна женщина выжила — получила травмы.

Суд приговорил виновника  смертельной аварии к десяти годам. Он досрочно вышел на свободу в 2015 году.

Что делать: предложения депутатам

  1. Рассмотреть вопрос о состоянии безопасности дорожного движения в Харькове.
  2. Провести переговоры с МВД и на их основе выполнить работы по вводу в действие системы видеофиксации нарушений ПДД.
  3. Провести на улицах аудит безопасности и культуры дорожного движения, составить план работ по устранению скрытых рисков.
  4. Предусмотреть создание пешеходных зон, в частности, в исторической части города.

Предложения управлению патрульной полиции

  1. Повысить эффективность патрулирования на улицах.
  2. Усилить борьбу с незаконными парковками транспортных средств.
  3. Обнародовать базу водителей, которые имеют два и более правонарушений за год.
  4. Разработать стимулы для водителей по использованию видеорегистраторов.
  5. Обнародовать решения судов в отношении водителей, нарушивших ПДД.

Как сообщал KHARKIV Today, 24 октября харьковская местная прокуратура №5 вручила подозрение 46-летнему Андрею Полтавцу, который сбил людей на остановке в 2008 году, о вождении авто в нетрезвом виде.