Почему бизнес инвестирует в культуру — БЛОГ

Благотворительность — это личная ценность. Изменить себя и подняться по карьерной лестнице многим недостаточно. 

Благотворительность — это личная ценность. Изменить себя и подняться по карьерной лестнице многим недостаточно. 

История европейской филантропии берет свое начало еще со времен эпохи Возрождения. Благодаря одному только семейству Медичи мировая культура получила шедевры Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля и многих других. Традиции благотворительности в Америке тоже существуют сотни лет: именно на деньги меценатов построены престижные
вузы страны и реализованы многие научные программы и глобальные проекты. Имена самых известных благотворителей из Америки у всех на слуху — это Эндрю Карнеги и Джон Рокфеллер. Основатели университетов соревновались между собой в том, кто даст на университет больше, чей будет лучше. Дух борьбы за успех в бизнесе перешел в сферу благотворительности.

Размышляя о том, почему наши люди не любят брать на себя инициативу, нести ответственность за свои поступки и жизнь, я пришел к выводу, что это обусловлено уходом определенных территорий в ортодоксальную религию, православие. Где, в отличие от протестантизма, нет фундаментальной идеи необходимости и обязательности делиться с обществом.

Протестантская модель, как и соединенная с нею демократическая модель, в европейском понимании демократии рассматривает человека как субъекта общества, как одного из большого количества людей, понимающего, что отношения должны строиться на принципе "я отношусь к вам так, как хотел бы, чтобы вы относились ко мне". Такой подход дает понимание того, что благополучие общества зависит от того, как его члены выстроят горизонтальные коммуникации.

Мы же живем в парадигме восточного деспотизма, рассматриваем государство как некоего всезнающего патера, который направляет все общественные процессы. В нашей стране "совковое" мышление хорошо легло на предшествующий тоталитарный режим и на последующий социалистический строй, который, по сути, был такой же централизованно
управляющей обществом структурой, где люди продолжали рассматривать себя винтиками огромного механизма. Поэтому отношение к благотворительности и меценатству практически было убито тем, что в таком обществе люди ожидают именно от патера заботы во всех вопросах и сферах социальной жизни. В патерналистском обществе понимание своей субъектности и своей обязанности делиться с обществом временем, деньгами, талантами и т. д. — тем, что делает общество лучше — просто отсутствует.

Наверное, все это, вместе взятое, и является главной проблемой на пути к меценатству, благотворительности и социальной ответственности. Но если ты занимаешься бизнесом и ты успешен, если задумываешься о своей роли в этом мире, то рано или поздно приходишь к пониманию того, что надо определиться с целями, которые движут тобой в построении отношений с обществом.

Безусловно, все бизнесмены вначале стремятся заработать деньги и удовлетворить потребности в самом необходимом для себя и своей семьи. Но затем наступает момент, когда бизнесмен задумывается: для чего он работает? Для чего работает Билл Гейтс, имея огромное состояние? Наверное, он ощущает так свою значимость для этого общества. И, вероятно, в благодарность за то, что ему дано быть богатым и успешным, он передает примерно 50% своего состояния обществу, совершая миллиардные пожертвования на образование, здравоохранение, борьбу с голодом.

Новое поколение американских хай-тек-благотворителей сделало благотворительность новым трендом. В Кремниевой долине, где находится компания Microsoft, живут миллионеры, которым еще нет сорока лет. Многие из них заканчивают карьеру, решив, что добились всего, и ищут себя в другой сфере. Известен случай, когда программист, ставший миллионером в компании Microsoft, бросил программирование и поступил в медицинскую школу. Он признался, что решил все программистские задачи, которые хотел, и теперь собирается найти новую область, где сможет реализоваться и быть полезным людям. Благотворительность — это личная ценность. Изменить себя и подняться по карьерной лестнице многим недостаточно — они хотят изменить и мир вокруг себя к лучшему. Это форма самовыражения.

Для нас чаще всего это выглядит, в лучшем случае, странно. В наших реалиях понятно, когда деньги, состояние передают детям и внукам, но странно — когда обществу: это противоречит той парадигме, когда делиться с обществом даже в какой-то мере неприлично. Но тут важно понимать, что ни одно государство не построит мир лучше, чем само общество.

Вот пример Барселоны. Прогуливаясь по городу, видя великолепные здания авторства Гауди, никто же не спрашивает, кто владелец этого здания, а интересуется, что это за здание в принципе. А истории зданий, как правило, такие: архитектор (Гауди) встретил одного бизнесмена, и синтез их действий привел к строительству такого шедевра. Или Саграда Фамилия, что строится уже много лет и в которую не вложено ни копейки государственных денег, — это все инициатива общества. Таким образом, барселонцы создали такую среду, которая заставляет приезжих восхищаться ею и оставлять деньги в этом городе.

Поэтому на вопрос, зачем бизнесу меценатство, отвечу: по моему глубокому убеждению, бизнесмены это делают не потому, что хотят публично показать свой достаток, а потому, что у них есть истинная внутренняя потребность помочь сделать этот мир еще более прекрасным, совершенным. И остаться в памяти потомков не просто владельцем корпорации или концерна, а человеком, благодаря которому воплотились в жизнь масштабные культурные проекты, были созданы архитектурные шедевры, реализованы социальные программы на благо общества.

Кроме того, сопричастность к созданию чего-то масштабного дает осознание себя человеком мира, с точки зрения культурного кода. Ну и, как говорил Михаил Веллер: масштаб и значимость человека определяются масштабом дела, которому он служит.