Топ-5 пиар-проектов Кернеса

Парк Горького и лавочки во дворах: что реально сделал для города крепкий хозяйственник.

Городской голова Харькова Геннадий Кернес очень любит подчеркивать, что пока все занимаются политикой, он – проблемами города и харьковчан. Подобные ответы крепкий хозяйственник раздает всем, кто пытается упрекнуть его в недемократичности, нарушении закона и регламента, финансовых махинациях и даже сепаратизме. Последние сессии горсовета не стали исключением. Если разобраться, то основные проекты Кернеса и Ко направлены именно на пиар и поддержание имиджа, а социальная сфера и коммунальные проблемы так и остаются нерешенными. На них сложнее зарабатывать баллы на выборах.

1. Парк Горького: развлечения в долг

Самым масштабным и распиаренным из завершенных сегодня проектов Кернеса является обновленный парк Горького. Подконтрольные СМИ нередко называют его украинским Диснейлендом, благодаря такому пиару он стал популярен и за пределами Харькова. Мэр настолько ревниво охраняет свой успех, что любые нападки на его детище воспринимает как личную обиду.

Между тем, если разобраться, то харьковчане, независимо от того, были ли они в парке или нет, заплатили за вход и продолжают это делать, возвращая кредит, взятый под реконструкцию, из своих налогов. Дело в том, что городские власти не стали искать инвестора, который бы оплатил реконструкцию и новые аттракционы – под залог имущества метрополитена был взят кредит в 20 миллионов евро (в 2011 году это 250 миллионов гривен) в «Проминвестбанке», владельцем которого фактически является правительство России. Но этих денег на реконструкцию не хватило. Ежегодно из бюджета на парк выделяется до 100 миллионов гривен – это как помощь самому коммунальному предприятию, которое должно быть экономически успешным (билеты на аттракционы платные). Но откуда взяться положительной финансовой деятельности, если руководство парка подозревают в хищениях, а тендерные закупки проходят по завышенным ценам?

– Это стандартная тенденция для городской власти – дробить закупки, – говорит аналитик Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин. – Это происходило в парке Горького, при строительстве метрополитена, происходит сейчас при реконструкции зоопарка и так далее. С одной стороны, это можно объяснить экономической целесообразностью. Мол, когда проект большой и предполагает работы, которые будут длиться не один год, сложно учесть инфляцию и просчитать все потребности. С другой стороны, тендеры нередко дробят специально. Это позволяет уйти от общественного контроля, провести необходимые суммы и фирмы и не давать оппонентам в руки такие козыри, как критика за миллионные траты на имиджевые проекты в ущерб социальным. Ведь на тот же зоопарк или метрополитен уходят миллиарды – и многие из них частично оседают в таких фирмах, как постоянный контрагент подземки «Ваго-Рев», аффилированный с главой Холодногорской администрации Максимом Мусеевым.

Кредит, который брали на 5 лет, до сих пор не возвращен. Подконтрольное Кернесу большинство пролонгировало договор, при этом заплатив за это время россиянам, по оценке издания «Наші гроші», 500 миллионов гривен процентов. Возвращать кредит придется уже следующему мэру.

2. Строительство метро: заслуги за счет государства

За время пребывания Кернеса у власти в Харькове открылось две новые станции метро – Алексеевская и Проспект Победы. Именно строительство подземки как ресурсозатратный проект городской голова ставит себе в заслугу в спорах с оппонентами. Метро в этом случае – выигрышный аргумент, ведь мэр Одессы или Львова приписать себе строительство подземки априори не может.

Между тем, если разобраться, именно по умению добиваться финансирования знаковых объектов из госбюджета до попыток децентрализовать власть и оценивалась работа органов самоуправления. Но в Харькове пошли другим путем, доплатив за строительство подземки из бюджета – около четверти миллиардов гривен. При этом, надо отметить, что это вовсе не значит, что именно Кернес и команда построили метро. Львиная доля финансирования – 3/4 от общей суммы – была все выделена Киевом. Причем не стоит забывать, что наиболее затратные работы были проведены задолго до эпохи Кернеса: так, туннели до Алексеевской балки были прокопаны к 1994 году.

Теперь для поддержания имиджа строителя Кернесу необходимо продолжить прокладку метро. Для этого городские власти выбрали уже опробованный на парке Горького путь – кредитование. Оно бы и хорошо, если бы общественность имела контроль за заемными средствами, ведь расплачиваться по счетам снова придется тем, кто займет кресло городского головы в следующую каденцию.

– В Харькове сложилась парадоксальная ситуация, – говорит глава фракции «Самопоміч» в горсовете Тарас Ситенко, – когда ни громада, ни депутаты не знают реального положения дел в городских коммунальных предприятиях. Не проведен аудит, а коммунальщики прикрываются коммерческой тайной. Задача КП – приносить прибыль, а у нас они, по отчетам городского головы, убыточны и требуют дотаций из бюджета. В итоге мы не можем оценить, насколько очередной проект, будь то новый парк, закупка вагонов или строительство метро, выгодно для города, или необходимо привлекать инвестора, или придется брать кредит. И главное – кто будет отдавать этот кредит: наши дети, внуки?! Необходимо, чтобы любой имиджевый проект не просто был открыт, но и обсуждался в форме дискуссии как любая бизнес-идея, только тогда мы сможем выбрать реально необходимые для развития города объекты и наиболее экономически обоснованный способ их реализации.

3. Проспект Гагарина: остатки большого пирога

Впрочем, в имиджевый проект мэр сумел превратить даже текущие работы. Плохое состояние харьковских дорог стало притчей во языцех задолго до прихода команды Добкина-Кернеса к власти. Глобального прорыва в решении этой проблемы более чем за десять лет не произошло. Исключение – проспект Гагарина, где состоялась масштабная реконструкция к Евро-2012, опять же за счет госсубвенций, выделенных на подготовку к Евро-2012. Причем интересно, что на различные «доделки» проспекта Гагарина, клумбы и решетки из городского бюджета ежегодно продолжают выделять до десяти миллионов гривен. Постоянное обновление асфальтного слоя на популярных трассах дает возможность Кернесу получать очки среди водителей и благодарности от окружения. Не секрет, что большинство подрядов осваивают фирмы ближайшего окружения городского головы, в частности «Паркинг +», к которой ранее имел отношение начальник дорожного департамента Владимир Чумаков. В то время как масштабные проекты, где просчеты будут виднее, такие, как реконструкция Московского проспекта, дорожники реализуют не спеша.

4. Обновление подвижного состава электротранспорта

Еще одна текущая работа, которую Кернес смог превратить в имиджевый проект, – обновление подвижного состава наземного электротранспорта. Реформирование Горэлектротранса по принципу «кручу-верчу» команда мэра начала c закупки по лизинговой схеме 90 троллейбусов и 10 трамваев. И не проблема, что за машины самоуправленцы так и не расплатились. Изъять их обратно у собственников, несмотря на решения судов, так и не получилось.

Но дальше схемы градоначальника стали изящнее – в качестве закупки были выбраны б/у машины из Чехии, за которые было заплачено в десять раз больше их реальной стоимости, а сделка, по данным антикоррупционеров, была осуществлена через фирмы-прокладки.

5. Благоустройство дворов

Самый масштабный и самый затратный проект Кернеса, говорят эксперты, вовсе не транспорт, парк или дороги. С первого дня и до настоящего времени немалые средства он вкладывает в благоустройство дворов. Причем отследить, сколько средств потрачено, невозможно – это благоустройство проводится и за счет городского бюджета, и за счет кандидатов в депутаты, и добровольно-принудительно за счет предпринимателей, которые хотят вести бизнес в конкретном районе.

– Еще во время прошлых выборов, – говорит политолог Галина Куц, – были случаи, когда жителям отказывали в ремонте подвалов, объясняя это тем, что есть деньги только на то, что увидят все – покрашенные бордюры, площадки. Это так называемая ориентация на видимые проекты, и надо признать, что Кернес на них ориентировался всегда. Это простейшая политтехнология, от которой ему нет смысла отказываться. В его руках медиа, на выборы ходят преимущественно люди, которые смотрят телевизор, поэтому ему важно осуществлять видимые проекты, которые можно показать электорату. Поэтому он и тратит бюджетные деньги на видимые проекты, а по существу – на свой пиар. И главная опасность в том, что сейчас, при децентрализации, этих денег становится все больше. В частности, появился так называемый общественный бюджет – средства, зарезервированные для того, чтобы жители громады сами могли определять, на что их потратить – ремонт крыши, счетчики или яркую площадку. Но информации об этом новом инструменте так мало, что он снова может быть потрачен на пиар властей.

Факт, что мэр не намерен отказываться от использования видимых проектов ради продвижения собственной команды, доказывает новый мегаразвлекательный проект – реконструкция зоопарка, на который из бюджета Харькова уже выделено более 400 миллионов гривен. Предполагается, что проект будет завершен как раз к новым выборам мэра в 2019 году. И люди, восхищенные домами жирафов и слонов, забудут о ямах на дорогах, протекающих крышах в больницах и поборах в школах.