Можно ли воспитать культуру благотворительности и как это сделать? — БЛОГ
В США, в Европе дети активно участвуют в благотворительности едва ли не с детсада. В нашей стране подобное нужно устраивать как можно чаще, вовлекая и детей, и родителей.
Воспитывать культуру благотворительности не только можно, но и нужно. Но дорога к
этому зачастую не прямая, а довольно извилистая. Глубоко убежден, что для того, чтобы воспитать поколение меценатов, нужно больше конкретных успешных примеров благотворительности.
Но вот в чем проблема: недавние исследования, посвященные благотворительности в Украине, показали весьма невысокий уровень доверия к благотворительным организациям, фондам. Причины у этого явления разные: одних смущает недостаточная прозрачность деятельности фондов, другие не понимают, как к ним подступиться, третьи видят, что фонд создан зарубежными основателями, — и считают его рычагом иностранного влияния, и так далее. Ну и масла в огонь подливают периодически появляющиеся в прессе скандалы, связанные с тем или иным фондом.
Поэтому одним из путей изменения отношения общества в целом и благотворителей в частности к благотворительным фондам должно стать создание как можно большего количества успешных кейсов их деятельности, которые показывали бы открытость и прозрачность, демонстрировали позитивные результаты. Какому фонду потенциальный меценат мог бы доверять? Наверное, тому, о котором уже слышал, и желательно не раз, название которого ассоциируется с решением важных для общества проблем, или с той сферой, которая ему близка. Немаловажным фактором будут и отзывы о фонде тех, кому
этот фонд помог. Все это возможно, если фонд ведет свою деятельность публично, открыто, имеет страницу в соцсетях, сайт, его представители общаются с журналистами.
Например, человек озабочен спасением бездомных собак и кошек. И появляется фонд, который заявляет, что его целью является создание приютов для бездомных животных. Тогда этот человек дает фонду свои, например, 50 гривен, рассказывает в соцсетях об этом и о фонде, мотивирует других таких же активных горожан, и вот уже не он один помогает наполняться фонду. Так в результате решается проблема помощи бездомным животным.
И такие успешные примеры будут вызывать кайф от чувства сопричастности к реализованному проекту. Это ощущение гордости, возможности сказать сыну, внучке, проходя мимо чего-то: "в создании этого объекта я тоже принимал участие, давал свои деньги, поэтому это и мое достижение".
Во-вторых, развитию меценатства способствует просвещение, объяснение причинно-следственных связей между богатством общества, его развитостью и активным участием каждого члена общества в его жизни. И это скорее задача креативного класса, который философически объясняет происходящие в обществе явления и процессы.
И в-третьих, начинать воспитывать стремление оказывать благотворительную помощь нужно с детства. В США, в Европе есть замечательные традиции: там дети активно участвуют в благотворительности едва ли не с детсада, собирая вещи и игрушки для малоимущих, устраивая "гаражные распродажи", марафоны и флешмобы, собранные на которых средства направляют на решение какой-то важной для членов сообщества задачи, укрепляя таким образом в детях мысль о том, что мы должны помогать друг другу, сообща решать проблемы. В нашей стране подобные активности нужно устраивать как можно чаще, вовлекая и детей, и родителей.
Поэтому всестороннее воспитание гражданского общества, понимание членами сообщества своих гражданских прав, соотношения между обязанностями и ответственностью различных ветвей власти, то есть общая гражданская грамотность — это еще один путь к формированию у широких слоев потребности быть субъектами изменений окружающей среды и, следовательно, путь к созданию культуры меценатства.