Мосты устали. 70% путепроводов в Харьковской области не отвечают стандартам

Судьба путепровода на Окружной может постигнуть как минимум 120 мостов в области.

Автор: Елена Павленко

Судьба путепровода на Окружной может постигнуть как минимум 120 мостов в области. Большинство из них были построены 40-50 лет назад и не пригодны к эксплуатации в наше время.

В воскресенье 25 августа часть харьковской Окружной дороги провалилась. Мост обрушился на железную дорогу, чудом никого не убив – утром выходного дня здесь было довольно слабое движение. Чиновники обвинили  два большегруза, которые якобы повредили конструкцию. Ученые настаивают на том, что еще в прошлом году предупреждали о дефектах на опорах моста. Как бы там ни было, причина одна – халатность. От нее рискует пострадать любой мост в Харьковской области в любую минуту.

 

Зерновозы-лихачи

 

Первые минуты после аварии харьковские соцсети наводнили жутковатые кадры: машины, как ни в чем не бывало, ехали мимо зияющей в мосту шестиметровой дыры. К началу десятого утра в полиции, наконец, перекрыли движение. На место приехали начальники из Службы автодорог (САД) в Харьковской области и эксперты из Автомобильно-дорожного университета.

Дорожники заявили, сославшись на ученых из ХНАДУ: в прошлом году мост обследовали, и с ним все было в порядке. Предварительная версия следствия была такая: по мосту проехала перегруженная фура.

К понедельнику дорогу перегородили капитально, автомобили пустили в объезд. На выезде из поселка Высокий образовались километровые заторы.

«Ситуация с проездом транспорта на Холодную гору через Баварию почти безвыходная. Мы сегодня ехали машиной от «Тип-топа» (магазин в Высоком – ред.) до Холодной горы полтора часа. А дальше 1 сентября, и проезжать этот участок будет ещё труднее. Рекомендую всем ехать через Одесскую и Гагарина или, как мне сегодня подсказали, на перекрёстке, где перекрыли дорогу на мост, есть поворот налево, дорога от этого поворота ведёт на Рыжов-Песочин», – делится впечатлениями в соцсетях жительница Высокого Елена.

Объезжать придется долго – за короткое время отремонтировать мост невозможно.

«Частично отремонтировать его не получится, потому что последствия могут быть непредвиденными, опоры сооружения – в вертикальных трещинах. Скорее всего, это будет капитальный ремонт. Готовим пакет документов в «Укравтодор» за помощью, потому что для капремонта государственной дороги нужно постановление Кабмина – речь ведь идет о государственном бюджете. В первую очередь укрепим опоры, которые проходят над железнодорожными путями», – рассказал KHARKIV Today Начальник Службы автодорог в Харьковской области Евгений Зражевец.

Он сообщил также, что посмотрел записи с видеокамер и увидел, что мост обрушился после того, как по нему проехали два зерновоза с большим перегрузом. Зерновозы – главный бич харьковских дорожников. По словам начальника харьковской САП, они постоянно нарушают грузовой режим.

«Разрешенная масса груженого автомобиля – 40 тонн, они едут все 60-70. Мосты разрушаются и дороги разрушаются», – жалуется Зражевец.

По его данным, в Харьковской области работает всего три габаритно-весовых комплекса, этого недостаточно.

 

Предупреждение ученых проигнорировали

 

Ученые автомобильно-дорожного университета, те самые, которые год назад делали обследование моста, были крайне удивлены тем, как САП интерпретировал выводы экспертов. По их версии, на опорах моста были обнаружены трещины. Заведующий кафедрой мостов, конструкций и строительной механики Виталий Кожушко говорит, что это – обычная проблема путепроводов и, если вовремя ее устранить, безопасности движения ничего не грозит.  Дорожники же, вместо того, чтобы укреплять опоры, предпочли настилать покрытие.

«Конструкция с годами начинает деформироваться, «плыть». В 2010 году на мосту состоялся ремонт покрытия – положили дополнительный слой асфальта. Это не только не улучшило, но ухудшило его состояние. Вес моста увеличился, его догрузили  дополнительным слоем»,  – рассказал профессор Кожушко  KHARKIV Today.

Ученые из автодорожного университета рекомендовали  срочно укрепить тротуарные блоки, укрепить насыпь, очистить и смазать опорные части среднего пролета. Ничего этого, по данным экспертов, не было сделано.

Упавший мост на Окружной – не одинок. В подобном состоянии находится большинство путепроводов в Харьковской области.

«Такая ситуация – везде по Украине. 15% мостов аварийные, а 80% мостов не отвечают современным нормам по габаритам или грузоподъемности. У меня нет данных по Харьковской области, но не думаю, что ситуация отличается. Это значит, что не менее 120 мостов в аварийном состоянии, около 600 мостов нужно перестраивать», – говорит Виталий Кожушко.

Последняя цифра почти совпадает с данными «Программы развития дорожного хозяйства Харьковской области на 2018-2020 гг». В ней значатся 799 мостов, из которых не соответствуют современным нормам 561 – то есть 70%. После того, как в ходе децентрализации на баланс местных властей передали большую часть из них, под управлением Службы автодорог осталось 240 из них.

В Программе нет ни слова о том, сколько мостов считаются аварийными. Хотя в предыдущем документе такая цифра была – 38 дефектных путепроводов.

«Областные власти и Служба автомобильных дорог до сих пор не обнародовали новый перечень аварийных мостов, чтобы обозначить подъезды к ним соответствующими знаками.  Если нет ресурсов на то, чтобы починить эти мосты, хотя бы дайте людям информацию. Нужно создать интерактивную карту со всеми мостами и указать их состояние», – настаивает вице-президент общественной организации «Общество участников движения» Виктор Козориз.

В Службе автодорог говорят: большинство мостов в области были построены 40-50 лет назад. Чтобы начать ремонт дорог государственного значения, нужно добиваться согласия правительства, а над местными они уже не властны. Все, что остается водителям – ехать на свой страх и риск по мостам-старичкам, каждый раз молясь о том, чтобы не свалиться в дыру в асфальте.

 

В Европе грузят в два раза меньше

 

Груженый зерновоз весом 40 тонн запросто выедет на любой мост в Украине, но в очень редких случаях получит разрешение на проезд в Евросоюзе. Правила для фур в ЕС куда более суровы. Там все зависит от количества колесных осей. Самые распространенные в Украине грузовики, которые имеют две или три оси, в странах Евросоюза не могут выезжать на дороги, если их вес превышает  18 и 24 тонны соответственно. Европейские ученые посчитали, что двухосный 40-тонный автомобиль в 10 раз больше разрушает дорожное покрытие, чем такой же по весу автопоезд.

Такие правила в Евросоюзе действуют больше 20 лет. Еще в начале 2019 года в «Укравтодоре» заявили, что будут переходить на евростандарты. Тем более, это предусматривало Соглашение об ассоциации Украины и ЕС.

«Учитывая рекордное финансирование отрасли и масштабное проведение ремонтно-строительных работ по всей стране, существует потребность в пересмотре устаревшего подхода к весовым ограничениям, чтобы сохранить отремонтированные участки дорог от разрушительного влияния перегруженных транспортных средств», – заявляли в «Укравтодоре» в январе.

На новые стандарты так и не перешли, но даже если бы вес грузовиков уже ограничили, контролировать это некому, во всяком случае, в Харьковской области. К трем уже существующим комплексам для взвешивания автомобилей должен добавиться только один в Лозовском районе. Зато на подъездах к Киеву  их за полгода построили шесть.