Крест на свободе. Харьковчане объединились против ангела на месте Ленина
Жители Харькова готовятся к массовым акциям протеста. Поводом послужил кулуарный конкурс на памятный знак на площади Свободы. Победитель – колонна с ангелом. Сама процедура проведения конкурса возмутили горожан настолько, что они подписали петицию мэру, написали письмо министру культуры и настояли на судебном разбирательстве. «ХН» разбиралась, почему ангел настолько возмутил горожан, что даже перспектива его появления перед Госпромом побудила их к активным действиям.
Блиц-конкурс на лучший памятный знак в сквере на площади Свободы был объявлен в декабре, до 20 января члены жюри принимали проекты памятников. 23 января работы выставили в Доме архитекторов. Их было всего 29, среди них – колонна, увенчанная ангелом с крестом, внизу которой авторы предложили разместить фигуры четырех исторических личностей: князя Игоря, скифа Анахарсиса, поэта Михаила Петренко и философа Семена Климовского. Ангела предложили заменить святым Антонием. Именно этому проекту прочили победу за много месяцев до того, как конкурс был объявлен. Еще в октябре член Антикоррупционного центра Дмитрий Булах с ссылкой на собственные источники заявил о намерении городских властей установить на площади колонну с ангелом. С его подачи проект получил среди харьковчан прозвище «одоробло», однако тогда еще никто не воспринимал всерьез эту информацию, поскольку в мэрии ее отрицали. Все хорошо помнили обещание Геннадия Кернеса оставить площадь Свободы свободной от памятников. Но то, что выглядело розыгрышем, стало явью. 3 февраля члены жюри огласили результаты. Ангел с крестом победил большинством голосов – 10 из 12 членов жюри проголосовали «за».
«Вне себя от радости»
Выбор победителя проходил за закрытой дверью Дома архитекторов. Харьковчане смогли лицезреть действо только вечером, в программе «Харьковские известия». Оно во многом символично: в зале полуразрушенного особняка, столетнего памятника архитектуры, в дубленках и пальто (здание почти не обогревается) заседали самые титулованные знатоки архитектуры и градостроительства: главный архитектор области Михаил Рабинович, вице-мэр Татьяна Овинникова, ректоры вузов и прочие почетные граждане. Совещались эти уважаемые люди не о том, как спасти особняк, в котором они заседают, и другие, подобные ему памятники архитектуры Харькова, а о том, чем заменить снесенного два года назад Ленина. Мнения большинства членов жюри сошлись. Поскольку голосование было тайным, неизвестно, кем были двое, проголосовавшие против «ангела». Глава областного Союза фотохудожников Алексей Авдеенко,13-й член жюри, который на голосовании не присутствовал, высказался по поводу победителя в Facebook.
– Парни, о том, что я против, я объявил. Вчера был за 700 км от Харькова. Опустили всех. Не только меня. Результат был предрешен – когда опубликовали списки жюри, – написал фотохудожник.
Другие члены жюри были более чем сдержанны в своих оценках.
– Я как член жюри не могу говорить о своих симпатиях и антипатиях, – заявил «ХН» ректор Университета строительства и архитектуры Юрий Шкодовский.
А вот один из авторов проекта, Павел Чечельницкий, в комментарии «ХН» рассказал, что только-только узнал о победе и «вне себя от радости». Впрочем, есть основания заподозрить, что свое удивление архитектор несколько преувеличил. Павел Чечельницкий – брат главного архитектора города Сергея Чечельницкого, он – автор скандального Храма Жен-Мироносиц, строительство которого за Зеркальной струей тоже вызвало много вопросов. Его соавтор – Александр Ридный, который создал «Нику» на площади Конституции и Андрея Первозванного (тоже с крестом) на набережной. Оба мэтра – фавориты городских конкурсов.
«Карандашик» против Госпрома
Многие харьковчане, в отличие от победителя проекта, «вне себя от радости» не были. Еще до оглашения результатов члены инициативной группы пытались подать в суд иск об отмене конкурса. Дважды Дзержинский суд отказывал (по причине отсутствия в иске электронного адреса, например, что не требуется законом), в понедельник больше ста человек его пикетировали. После личной беседы с председателем суда назначена дата рассмотрения – 13 февраля, в 12.30.
– Мы настаиваем на отмене блиц-конкурса и требуем, чтобы конкурс был международным, – заявила одна из организаторов акции Ирина Сальник.
В это же время на сайте горсовета были зарегистрированы несколько петиций к мэру с просьбой отменить результаты конкурса. Одна из них набрала необходимые 5000 голосов всего за два дня – это рекорд за все время существования сервиса петиций. Теперь свой ответ должен дать мэр. Кернес пока молчит.
У харьковчан, возмущенных проектом, две основные претензии: к самой организации конкурса, и к победителю. Шпиль с ангелом многие считают калькой с Александрийского столба Санкт-Петербурга. К тому же скульптура, выполненная в псевдоклассическом стиле, будет диссонировать с архитектурным ансамблем площади Свободы и шедевром конструктивизма – Госпромом.
– Мы просим не вторгаться в конструктивистский ансамбль площади, который, по сути, является шедевром мировой архитектуры, – заявила правнучка архитектора Алексея Бекетова Елена Рофе-Бекетова.
На защиту ангела с крестом стал брат автора, главный архитектор города Сергей Чечельницкий.
– Мы взяли за пример много колонн. Здесь решили поставить ангела-хранителя нашего города, а внизу поместить людей нашей истории. Вот это очень важный момент, потому что колонна воспринимается издалека, как карандашик на фоне крупного Госпрома, а когда человек подходит к памятному знаку, он воспринимает только низ, – заявил на пресс-конференции Чечельницкий.
Тем временем Елена Рофе-Бекетова и правнучка академика Багалия Ирина Гончарова отправили письмо министру культуры Евгению Нищуку с просьбой вмешаться и не допустить строительство столба с ангелом напротив Госпрома.
– Почему мы решили писать в Министерство культуры? Потому что в Харькове решение принимает один человек – и этот человек решение уже принял. Я не очень верю и в то, что Министерство культуры сможет остановить стройку. Неизбежно там придется организовывать массовые акции, – заявила Ирина Гончарова.
Автор петиции об отмене результатов конкурса Дмитрий Булах тоже сомневается в том, что суд и письма к министру изменят желание городских властей поставить шпиль в центре города.
– Возможно, судья и примет какую-то принципиальную позицию, однако вероятный сценарий – нам откажут. В этом случае нам нужно быть готовыми к массовым протестам, – рассказал Булах «ХН».
Как стало известно «ХН» из собственных источников, в горсовете очень удивлены реакцией харьковчан на желание мэра «увековечиться» на площади. Даже во фракции Геннадия Кернеса «Відродження» не все согласны с ангелом.
– Эта колонна… Нет, мне она не нравится, честно скажу. Наш город красив с любым украшением, но, наверное, необходимо украшение несколько другого формата. Мне кажется, колонна здесь не вписывается. Я бы оставил клумбу, конечно, – заявил «ХН» глава постоянной комиссии по вопросам градостроительства, архитектуры и земельных отношений Габриель Михайлов.
Геннадий Кернес дал ответ на петицию. В четверг вечером он появился на сайте мэрии. Городской голова заявил, что отменить результаты конкурса он не в силах, поскольку это противоречит постановлению Кабмина «Об утверждении Порядка проведения архитектурных и градостроительных конкурсов».
- Как стало известно из средств массовой информации, решение жюри открытого архитектурного блиц-конкурса на эскиз-идею памятного знака на площади Свободы в Харькове обжаловано в суде. Учитывая вышеизложенное, принятие дальнейшего решения по установке памятного знака на площади Свободы будет осуществляться с учетом рассмотрения дела в суде, - ответил Кернес.
На следующей неделе битва апологетов колонны с ангелом против радетелей спасения Госпрома выйдет на новую фазу. Будет известно решение суда, хотя бы промежуточное. К тому же 22 февраля проект наверняка обсудят на сессии горсовета. Депутат от фракции «Самопоміч» Елена Горошко предупредила, что готова заблокировать трибуну, если вопрос не поставят на рассмотрение.
Со времен противостояний Евромайдана и Антимайдана харьковчане больше не консолидировалось так ни по одному из вопросов. Понадобился один ангел, чтобы гражданское общество проявило себя вновь.
Мнения
Известные харьковчане – о проекте памятника на площади Свободы
Сергей Чечельницкий, главный архитектор Харькова:
– Люди, которые все время говорят о Госпроме, что памятник его испортит – они немножечко лукавят. Сколько я себя помню, Госпром всю жизнь в ужасном состоянии. И сейчас в том числе. И никто из них не подал в суд. Никто не переживает о том, что там ставят пластиковые окна. А то, что перед громадным зданием поставить карандашик, и они думают, что он Госпром его прикончит, – ну конечно нет.
Максим Розенфельд, преподаватель Харьковской государственной академии дизайна:
– Обсуждать качество того или другого проекта недопустимо, ибо недопустим сам факт вмешательства в ансамбль площади. Да, у нас нет бумаги от ЮНЕСКО, которая говорила бы о том, что Госпром – памятник мирового наследия. Но такой бумажки нет ни у Моны Лизы, ни у Венеры Милосской, но ни у кого не возникает сомнений, что они имеют дело с шедевром. Это объект всемирного наследия, не де-юре, а де-факто. Представьте: у Венеры Милосской не хватает рук. И какой-то скульптор решает объявить конкурс на проект доделывания Венеры Милосской. Какую реакцию у вас это вызовет? Не трогайте руками! Вмешательство – это акт вандализма!
Олег Дроздов, архитектор:
– Международный конкурс нужен, чтобы предложить решение комплексных проблем, которые сегодня есть у площади Свободы. Прошло много времени с того момента, когда площадь была запроектирована, условия изменились. Там появилась станция метро, новая гостиница, исчез Ленин. Сейчас это очень недружелюбное пространство по отношению к пешеходам – там четыре полосы движения и парковка. В современной географии Харькова площадь играет центральную роль, это важнейшее место в городе. Поэтому конкурс на памятный знак на площади имеет и неожиданный положительный эффект: он привлек внимание к проблемам площади. «Памятный знак» – это реванш Кернеса-Шишкина-Путина и кого там еще. Это идеологический демарш, колониальная метка в момент войны.
Макс Бурцев, директор креативного агентства:
– О нашем главном архитекторе города я знаю не понаслышке. И от многих друзей-архитекторов с мозгами, руками и хорошим вкусом. И от мамы, которая училась с ним на одном потоке в ХИСИ. И из интервью, которые можно разбирать на цитаты. В конце концов, я житель города и у меня есть глаза. До вчерашнего дня я относился к нашему главарху просто как к обычному городскому недоразумению. А сегодня прочитал интервью, посвященное творению братьев Чечельницких, – колонны с крестом, которая должна появиться на главной площади города. Оставим в стороне религиозные мотивы, которые уже сочатся в нашем городе, кажется, из каждой щели. Но как же меня взяла злость, когда на комментарий журналиста о том, что многим жителям города не нравится памятник, этот персонаж отвечает: «Это все бред собачий. Решать должен тот, кто делает, а не рассуждает». Сразу хочется вернуться к вопросу, который мне задал журналист одного из харьковских изданий месяц назад: «Что городу нужно, чтобы избавиться от советского наследия?». Тогда я ответил очень деликатно. Говорил о цивилизованной конкуренции, о времени, которое должно пройти, о новом поколении жителей, которые все изменят. Сегодня я бы ответил иначе. Сегодня я бы посоветовал для начала гнать в шею хамовитых дилетантов.
Антон Нещеретный, адвокат:
– Мне памятник нравится. Это не «одоробло», как вы высказываетесь. Я как коренной харьковчанин вполне поддерживаю решение городских властей вместо коммунистического памятника Ленина поставить православный и христианский символ в виде святого Антония.
Юлия Светличная, глава ХОГА:
– Считаю, что нет необходимости спешить ни с решением, ни с эмоциями. Городскому совету нужно организовать профессиональное обсуждение как в экспертном обществе, так и среди общественности.
Шимон Бриман, историк, экс-харьковчанин:
– На месте сваленного памятника Ленину, в сердце самой большой площади Европы, хотят по итогам быстро и хитро сляпанного конкурса «среди своих» поставить гигантский штырь – 86-метровую колонну, на вершине которой ангел с православным крестом, а у подножия – античный философ Анахарсис, князь Игорь, казак и философ Семен Климовский, студент Харьковского университета Михаил Петренко. Стесняюсь спросить: а что, список великих харьковчан состоит только из этой четверки?
Главный вопрос, возмущающий харьковчан: эта пафосная рельса будет заслонять шедевр конструктивизма 1920-х годов – Госпром, и возвышаться над ним. Дело даже не в том, что питерцы будут смеяться над плагиатом «Александрийского столпа» 1834 года, а в том, что помпезно-имперский классицизм эпохи Николая Первого ну никак не сочетается с новаторским стилем конструктивизма и со всем ансамблем площади Свободы.