Харьковский нардеп Куницкий помогает строить "зеленый автобизнес" своему другу

Александр Куницкий связан с сетью зеленых автозаправок AutoEnterprise.

По мнению журналистов-расследователей, Александр Куницкий инициирует законопроекты, которые могут сделать из AutoEnterprise монополиста. 

Харьковский народный депутат от партии "Слуга народа" Александр Куницкий тесно связан с основателем AutoEnterprise Дмитрием Никоновым, - сообщает "Слідство. Інфо"

"Раньше Куницкий фигурировал в медиа как директор по развитию AutoEnterprise и получил доход от связанной компании. А после избрания депутатом он инициировал законодательные изменения, которые участники рынка приняли как прямое лоббирование интересов AutoEnterprise", - отметили журналисты.

В "Слідство інфо" напомнили: перед тем, как стать депутатом, на тот момент Youtube-блогер Куницкий в своих видеороликах часто рекламировал AutoEnterprise. 

Отмечается, что в Украине рынок электроавтомобилей и электрозарядных станций - новый, но он быстро развивается на протяжении шести лет. Так, в конце 2014 года в Украине насчитывалось более 30 элетрозаправок и более ста электроавтомобилей, сегодня - 2,7 тысяч заправок и более 20 тысяч машин. Самой большой компанией считается AutoEnterprise. В ее сети - 1,1 тысяча станций (41% от общего количества станций в Украине). 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Харьковский нардеп Куницкий переключился с патрульных на министра

В Харькове в рекламе EcoTaxi используют портреты Александра Куницкого и Дмитрия Никонова. Кроме того, о тесных связях Никонова и Куницкого говорят совместные фото в соцсетях. 

"Никонов уверяет, что он единственный инвестор AutoEnterprise, а Куницкий не имеет к этому бизнесу никакого отношения. Однако это не совсем так. Ранее Александр Куницкий фигурировал в медиа как директор по развитию компании AutoEnterprise, а также декларировал доход от связанной с  AutoEnterprise фирмы "Тесла Моторс. Дружба мужчин переросла и в политическое сотрудничество", - пояснили в "Слідство інфо".

Сегодня Дмитрий Никонов - помощник Куницкого на общественных началах. В декабре 2019 года он участвовал в обсуждении в парламенте законопроекта о растаможке автомобилей. 

В июне в Интернете появился сайт - zpsanek.energy, где Куницкий призывает инвестировать вместе с ним в проект AutoEnterprise. По словам Новикова, такую провокацию устроила компания-конкурент IONITY, и он уже обратился в полицию. 

Несколько лет IONITY сотрудничали с AutoEnterprise - использовали их оборудование и программное обеспечение. Однако в мае этого года компания объявила о прекращении сотрудничества. Новиков заявил о долге владельца IONITY Юрия Пальшина AutoEnterprise в размере 650 тысяч долларов и "куче уголовных производств за воровство".

Когда Куницкий стал нардепом, он инициировал два законопроекта о рынке электромобилей и электрозарядных станций. Один из них - "О нормировании и создании условий развития сети зарядных станций электрических транспортных средств". Его раскритиковала Европейская электромобильная ассоциация Украины.

"Подписанты указывали, что один из пунктов проекта закона не учитывает целую категорию зарядных станций - так называемых нескоростных. Это якобы могло создать проблемы для отдельных игроков рынка. Сооснователь компании "ТОКА" Стефан Благовисный прямо заявил о лоббировании в этом законопроекте интересов компании AutoEnterprise", - отметили в "Слідство.Інфо".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Харьковский нардеп из "Слуги народа" получил "золотую кнопку" от YouTube

Никонов с мнением Благовисного не согласился, однако отметил, что после такой огласки законопроект все-таки отозвали. Причина - "возможный конфликт интересов". Второй законопроект - "Об определении электромобилей, зарядных станций и создании условий для перехода на экологический транспорт до 2030 года" тоже сняли с рассмотрения. 

"В самом факте подачи Куницким законопроектов конфликта интересов нет: этот момент в украинском законодательстве не урегулирован. Вместе с тем наличие тесных связей между Куницким, Никоновым и сетью AutoEnterprise может может иметь для нардепа частный интерес - а значит, быть потенциальным конфликтом интересов", - пояснили в "Слідство.Інфо".

Как выяснили журналисты, у Никонова были многочисленные проблемы с законом, сегодня они частично сохраняются. В 2012 году он фигурировал в уголовных производствах об автомобильных сделках, в 2018 году - об уклонении от уплаты 26,5 миллиона гривен пошлины.

В 2019 году компанию "Тесла Моторс" из группы AutoEnterprise оштрафовали на 232 миллиона гривен за нарушение норм по урегулированию оборота наличных. Тогда около десяти электромобилей устроили под налоговой акцию протеста, где был замечен и Александр Куницкий. Журналисты заметили, что недавно помощницей Куницкого на общественных началах стала Марина Хромых, которая ранее работала в Главном управлении Государственной фискальной службы в Харьковской области. 

Сам же нардеп Куницкий так и не ответил журналистам о заинтересованности в развитии AutoEnterprise, законопроектах и проблем с законом Никонова.