Картина настоящего. Татьяна Тумасьян: "Большой художник зацепит умной провокацией"

Директор Муниципальной галереи Татьяна Тумасьян — одна из самых успешных арт-менеджеров Украины.

Директор Муниципальной галереи Татьяна Тумасьян – одна из самых успешных арт-менеджеров Украины. В эксклюзивном интервью "ХН" известный галерист рассказала об особой творческой ауре Харькова, почему в Украине нет государственной культурной политики, самоцензуре и об изменениях в визуальном искусстве за последнюю четверть века.

"Нашу первую выставку развешивал Павел Маков"

— Арт-менеджер, галерист – профессии, понятные и привычные сегодня, но когда они вошли в жизнь украинцев?

— Моя работа в этом качестве началась в первой частной галерее Харькова "Вернисаж" на Сумской в 1990 году. Тогда такого явления как галерея не было на культурной карте нашей страны. Произведения художников обычно демонстрировали в выставочных залах, художественных музеях и домах Союза художников.

— Ваша галерея была востребована?

— Очень. В "Вернисаже" мы показывали ярких, современных авторов – Виталия Куликова, Павла Макова, Вачагана Норазяна, Дмитрия Даниша, Эдуарда Яшина, Елену Кудинову, Жаннету Соловьеву. Выставки были регулярными, с ними мы выезжали в другие города и страны. Тогда в галерее было несколько площадок: на одной экспонировались работы художников, другая была посвящена прикладному искусству, там же продавались произведения наших мастеров.

Нашу первую экспозицию развешивал Павел Маков — один из самых успешных сегодня художников. Он целый день стоял на высокой стремянке. В это время в Москве начался путч, и мы не понимали, стартуем или нет… Ситуация прояснилась лишь в день открытия.

— Что изменило Ваше представление о работе галериста и арт-менеджера?

— Моя стажировка в 1993 году в США, которую проводил фонд Сороса для кураторов и художников. Она проходила в том числе в муниципальной галерее. Если галерея была новым явлением, то муниципальная и подавно – никто не понимал, о чем речь. А на Западе и в США именно муниципальные арт-площадки популяризируют искусство своего города. Отсюда возникла идея нашей Муниципальной галереи, которую поддержал губернатор Евгений Кушнарев. Еще очень впечатляющая была школа в Англии – там мы изучали арт-менеджмент и формирование государственной культурной политики, которой в нашей стране нет до сих пор.

— Что для этого нужно, кроме денег?

— Понимание, политика власти. В Англии меня поразила программа поиска спонсоров: за честь быть меценатом Шекспировской театральной королевской компании предприниматели соревновались. Объявили конкурс, в котором наградой за победу были льготное налогообложение для бизнесменов с одной стороны и позитивный имидж – с другой. Но за столько лет к нам это так и не пришло, закон о меценатстве до сих пор не принят. Для нас ходить с протянутой рукой и просить – по-прежнему актуально, поскольку зарубежная практика пока остается недосягаемой.

Культурная аура Харькова – на стыке искусства и науки

— Что изменилось в современном украинском искусстве за последние 25 лет?

— Отношение к фотографии, которая в СССР не входила в классификацию изобразительных искусств и считалась хобби. Ведь все великие мастера Харьковской школы – Сергей Братков, Борис Михайлов, Александр Супрун – пришли из других профессий. Теперь фотография заняла достойное место в современном искусстве.

— Вы сталкивались с цензурой?

— За такую долгую жизнь – конечно. Но самоцензура иногда срабатывает сильнее, глава институций даже больше опасается, чем его могут ограничить. Другое дело, что на фоне культурной общедоступности зачастую, чтобы удивить чем-то остреньким, полностью вымывается художественность – и остается лишь острота.

— Этого стало больше?

— Да. Современное искусство вообще по своему характеру провокативное, авторам нужно зацепить, ведь все уже сказано, поэтому используется либо агрессия, либо что-то табуированное из интимной сферы. Но большой художник зацепит и умной провокацией. Эпатаж использовали многие авторы. Искусство авангарда – вообще сплошной эпатаж. Это присутствует в искусстве и сейчас, но всегда важна золотая середина. А в современном искусстве всегда больше спекуляций, чем того, что апробировано временем.

— Кто из современных художников удивляет, не используя "клубнички"?

— Я считаю, что Гамлет Зиньковский – автор с прекрасным художественным вкусом. Это проявляется в графике, стрит-артах, коллекционировании. Он – знаток и постоянный собиратель всего интересного на блошином рынке, из чего потом создает замечательные объекты и выставки. Гамлет постоянно в поиске, такая ходячая лаборатория. Причем в буквальном смысле ходячая – сейчас он бродит по Харькову и расписывает арки. Виталий Кохан – очень эстетский художник – помимо того, что, безусловно, современен, есть у него чутье, школа, влияние Павла Макова и вообще налет какой-то харьковской ауры, интеллигентской творческой среды. Рома Минин – у него другая ментальность и стилистика, шахтерская. Он создает работы ближе к авангарду, конструктивизму, общие с росписью мексиканских художников-монументалистов, с элементами народной частушки.

— Что определяет харьковскую творческую ауру?

— С моей точки зрения, это интеллигентность, стык научной и художественной, артовской составляющей, что спаяно в архитектуре конструктивизма. Присутствие в городе высокотехнологической составляющей, пусть даже в прошлом. Митасовская тема, которая существует в Харькове, не иссякает, ее продолжают цитировать. Своеобразие фотографии достигается за счет лаконичности харьковских ландшафтов, конструктивизма, промышленных и технических зданий. Стилистика кадров жесткая, лаконичная, социальная, с инженерно-техническим характером. И, конечно же, у нас высокая дизайнерская культура, благодаря Худпрому, которая много лет питает все столицы и лучшие дизайнерские фирмы своими выпускниками.

Non Stop Media – 2016: каждому автору – отдельная площадка

Фестиваль для молодых художников Non Stop Media, уже ставший легендарным, в этом году пройдет в Харькове со 2 по 9 сентября. Десять лауреатов из Польши, Литвы, Харькова, Киева, Львова и Одессы (их отобрали из 150 претендентов) будут во время биенале бороться за право выставляться в престижных галереях Украины.

Каждый из художников раскроется сольно на отдельной площадке, – отметила куратор и основатель фестиваля Non Stop Media Татьяна Тумасьян.

В рамках восьмого фестиваля харьковчане увидят работы в стиле media art и станут зрителями Ночи перфомансов, которая стартует 3 сентября в 20.00 в парке Шевченко. Горожанам покажут 12 оригинальных арт-представлений. А проект «Видеть на ощупь», который пройдет в International House, без медиа-инструментов расскажет о взаимодействии слабослышащих людей с миром.

Жюри выберут победителя, который в 2017 году будет проводить персональную выставку.

В разные годы фестиваль Non Stop Media стал стартовым для известных и успешных сегодня художников – Романа Минина, Николая Ридного, Гамлета Зиньковского, Алины Клейтман.