Долой маршрутки! Харьковчане объединяются, чтобы ездить на работу в складчину

В Харькове появилась группа поиска попутчиков.

В Харькове появилась группа поиска попутчиков. Владельцы автомобилей ищут постоянных пассажиров, чтобы разделить расходы на бензин, а пешеходы – водителей, с которыми можно добираться на работу и с работы, навсегда распрощавшись с общественным транспортом.

Харьковчане отреагировали на повышение стоимости проезда в маршрутках бойкотом – теперь активные пешеходы объединяются с водителями, чтобы ездить в складчину. Для многих такой способ передвижения оказался даже более дешевым, чем в общественном транспорте.

«Это – не поиск таксистов»

Создательница группы «Попутчик Харьков» в Facebook Полина Дьяченко давно задумывалась о том, чтобы отказаться от поездок в общественном транспорте. Девушка живет на окраине города, в частном секторе в районе Салтовского шоссе. На работу и с работы приходилось ездить с двумя пересадками – на маршрутке, на метро и еще раз на маршрутке. К тому же общественный транспорт в этом районе ходит нечасто.

– Я сама роста небольшого и в час пик мне очень тяжело в общественном транспорте. Однажды подбежал мужчина и просто оттолкнул меня от двери автобуса. Я начала думать о том, как я могу еще добираться на работу другими путями. Других путей не оказалось, кроме как вставать  на 40 минут раньше и идти к метро пешком, – рассказала Полина «ХН».

Каждый день ездить на такси Полина, как и большинство харьковчан, позволить себе не может. Девушка решила поискать попутчиков с автомобилем на сайте объявлений. Полине повезло – она нашла водителя, который ехал в нужное для нее время по нужному маршруту. Но однажды он не смог ехать и понадобился запасной вариант. Полина Дьяченко вернулась на сайт и поняла, что подобных объявлений там – кот наплакал. Тогда она с несколькими единомышленницами решила создать свою группу.

«Понятное дело, идея стара как мир, но по факту годного инструмента для ее исполнения у нас нет (пара-тройка объявлений на OLX не в счет)», – написала в приветствии новым участникам администратор группы Ольга Романенко.

«Попутчик Харьков» появилась в Facebook 25 октября. Как раз в это время харьковские перевозчики подняли цену на проезд на две-три гривны. Сейчас на короткое расстояние не уедешь меньше, чем за 6 грн, что же касается длинных маршрутов, то за проезд в один конец можно выложить десятку. Таким, как Полина, нужно тратить около 50 грн в день только на проезд (две маршрутки + метро утром и вечером). Вероятно, именно поэтому группа начала пользоваться большой популярностью. Сейчас в ней – около тысячи подписчиков. Стать участником несложно – администраторы принимают почти все заявки.

– Обычно смотрю, живет ли человек в Харькове или, возможно, у него указан харьковский вуз. Наш сайт рассчитан на тех, кто ищет попутчиков на длительное время, а не для разовых поездок – это не поиск таксистов. Если в профиле нет подтверждения того, что человек имеет отношение к Харькову – он не получит приглашения в группу, – говорит Полина о правилах  приема в группу.

Участник группы может оставить объявление с тегом #пассажир или #водитель. Администраторы боялись, что пассажиров окажется намного больше, но, к их удивлению, количество желающих подвозить соседей из точки А в точку В в группе оказалось немало. Возможно, это связано с тем, что бензин, дизельное топливо и газ тоже дорожают, как и проезд в маршрутках, полагают создатели группы.

Договориться о цене и записать номер

Проще всего найти попутчиков тем, кто уезжает из отдаленных микрорайонов в центр примерно в 7:30 – 8 часов утра и возвращается обратно после 18:00. Чаще всего водителей и пассажиров ищут жители отдаленных от метро районов: Рогани, Основы, Северной Салтовки.

Ездить в складчину выгодно и пассажирам, и водителям – уверяют администраторы группы.

– Договариваются в среднем за 10–20 гривен за поездку в одну сторону. Например, на Одесскую с Салтовки можно доехать за 20 гривен – довольно выгодно. Водителю это тоже может быть выгодно: со своим водителем я еду за 23 гривны в одну сторону, столько же платит мой сосед. То есть человек зарабатывает около 50 гривен просто по пути на работу. За месяц это может покрыть половину расходов на заправку бака, – говорит Полина Дьяченко.

Претензий со стороны фискальной службы участники группы не боятся – она, по словам создателей, была основана на некоммерческой основе и не с целью получения заработка. Более того – некоторые водители согласны подвозить пассажиров за символические суммы. Другие же – наоборот – возмущаются, что мало предлагают.

«Предлагая 5 гривен за проезд, вы не только оскорбляете водителя, но и нарушаете принцип сотрудничества, на котором основана данная группа. Условия должны быть взаимовыгодны. Не согласны? Продолжайте ждать маршрутку и не ругайтесь, если не влезете. Каждый имеет то, что заслуживает», – написал в группе рассерженный водитель Антон Золотухин, у которого не вышло договориться с потенциальным попутчиком – не сторговались.

Поскольку группа основана на взаимодоверии, о своей безопасности водители и пассажиры должны позаботиться сами. Администраторы «Попутчик Харьков» советуют тем, кто впервые едет с незнакомым водителем, сообщать номер автомобиля близким людям и отзвониться по приезду. Водителям, которые впервые везут незнакомцев, также следует рассказать членам семьи или друзьям, кого и куда они везут, сбросить им номер телефона нового пассажира. Договариваться об условиях и сумме взноса на бензин также стоит «на берегу».

Пока что группа поиска попутчиков существует только в Facebook. Создание специального приложения для смартфонов по образцу BlaBlaCar Полина Дьяченко называет своей «золотой мечтой». По ее словам, знакомый программист уже пообещал взяться за дело, так что в скором времени найти попутчиков в Харькове будет проще.

«Карпулинг» и другие непонятные слова

То, что для Харькова – новинка, давно используется в западноевропейских странах и США. Там даже термин специальный придумали для этого явления – «карпулинг», от английских слов car – «автомобиль» + pool – «объединение». В Соединенных Штатах Америки есть даже отдельные полосы на шоссе для заполненных автомобилей – таким образом власти поощряют тех, кто не пользуется автомобилем «в одно лицо». В Штатах отношения между водителями и пассажирами сервисов попуток урегулированы на уровне закона. Например, использование онлайн-сервиса – платная услуга: владелец сайта оставляет себе комиссию, примерно 5 % от стоимости заказа. За это он обязан узнать максимум информации о пассажирах и водителе, чтобы убедиться, что они не представляют опасности, а автомобиль прошел техосмотр.

В Украине сервисы для поиска попутчиков появились не так давно. В 2015 году функцию подбора попутчиков запустили на львовской платформе 2Event. Спустя год киевские программисты Марат Досполов и Михаил Себастиян усовершенствовали идею и создали приложение easy2go для поиска водителей и пассажиров в столице. Вначале о нем знали только коллеги Марата и Михаила, но вскоре к easy2go присоединились и другие киевляне. За два года, по словам создателей, сервисом воспользовались больше трех тысяч пользователей. Сейчас он временно не работает – создатели пишут новую версию.