Цифровые налоги. Возможны ли они в Украине?

НАЛОГИ

Каждый гражданин обязан платить налоги государству. Это утверждение мы слышим очень часто.

В прошлом, когда люди расплачивались с государством – золотом, медью или серебром - альтернативы не существовало. Так как налог можно было получить только в материальном/физическом виде – монеты, банкноты и так далее.

В настоящее время происходит очень много изменений на финансовых рынках – и вместо физических активно используются другие разновидности денег: акции на фондовом рынке, криптовалюты, цифровые кошельки, учетные деньги на банковских счетах и прочие.

Также в мировой экономике существуют страны, которые не собирают налоги со своих граждан, а формируют государственный бюджет из других источников. Например:

  1. В Монако нет подоходного налога с граждан. 
  2. В Андорре подоходный налог и НДС отсутствуют.
  3. В ОАЭ нет подоходного налога и налога на личную прибыль.

Эти страны формируют государственный бюджет из доходов от добычи полезных ископаемых, массового туризма или налогов на определенные виды бизнеса. Данный опыт напрямую нельзя применить к нашей стране: украинская экономика приносит не так много дохода, чтобы можно было формировать бюджет без участия налогов.

Для стимулирования тех или иных отраслей экономики государство может ввести налоговые льготы и освободить предприятие или юридическое лицо от уплаты всего или какой-то части налога на определенный период.

Можно ли совместить преимущества налоговых льгот и преимущества сбора налогов для нашей страны? Например, продолжать собирать налоги с граждан, чтобы финансировать статьи государственного и муниципальных бюджетов и, в тоже время, не изымая деньги у граждан в виде налога на доходы?

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ

Современное украинское государство использует открытую финансовую систему, которая активно взаимодействует с глобальной. 

И наша финансовая система не является замкнутой: количество денежной базы и денежной массы постоянно увеличивается. Украина вынуждена использовать разные виды первичной и скрытой эмиссии для увеличения количества денег и наращивает государственный долг.

Количество денег в нашей государственной системе постоянно увеличивается. Если посмотреть на цифры Министерства финансов и НБУ за 2018 год, то собранные налоги с физических лиц составили 91.7 миллиарда гривен. Скрытая эмиссия в виде прибыли НБУ составила 44.6 миллиарда. Также НБУ создает новые гривны, выкупая валюту на рынке и выпуская облигации государственного займа.

Наше государство, с одной стороны, достаточно эффективно создает новые деньги, необходимые для финансирования государственного бюджета в условиях экономического спада (скрытая эмиссия, государственный долг и другие), но, с другой стороны, продолжает собирать деньги с граждан в виде налогов. 

Достаточно много субъектов экономической деятельности и физических лиц уклоняется тем или иным способом от налогообложения и активно создает базу для теневой экономики. В результате, государство вынуждено тратить значительные средства на содержание налоговой инспекции, которая пытается бороться с уклонением от налогов. 

Почему наше государство в XXI веке продолжает собирать налоги?

  1. Традиционное мышление – всегда собирали и продолжаем собирать.
  2. Потому что налоги распределяются в разные виды бюджетов – местные, целевые и государственные. Эта система сложилась исторически, ее сложно реорганизовать, так как собираемые налоги уже учтены в планах расходования бюджетов всех уровней.

ЦИФРОВЫЕ НАЛОГИ

В XXI веке большинство денег и операций с ними перешли в форму цифровых транзакций на уровне государства и субъектов экономической деятельности. Наличные деньги продолжают использоваться в обороте, но большинство операций с ними регистрируется в цифровой форме при помощи кассовых аппаратов. Начисление заработной платы в большинстве случаев происходит в безналичной (а значит цифровой) форме.

Государство может осуществлять полный контроль за всеми денежными операциями, которые осуществляются в безналичной/цифровой форме. Этот технологический прорыв позволяет по-другому посмотреть на взаимодействие государства и его налогоплательщиков. Например, попробовать полностью поменять этот подход:

Государство самостоятельно генерирует налоги за участие граждан в экономической деятельности.

Иными словами, государство не "собирает/забирает" налоги у граждан, а "генерирует налоги" (или платит само себе налоги). То есть налог перестает быть удержанной частью дохода, а становится дополнительным платежом/деньгами которое государство переводит на свой налоговый счет. При получении дохода, подлежащему налогообложению, государство не вычитает из него налог, а добавляет его к нему (можно этот новый подход назвать - "налогодобавлением").

Простой пример: физическое лицо заработало 1000 гривен, которые полностью получает без каких-либо удержаний. При проведении этого дохода в цифровой форме при перечислении заработка на счет физического лица  государство генерирует на "свой налоговый счет" 180 гривен заработанных налогов (рассчитано на основе текущей ставки НДФЛ – 18%) .

Да, существуют риски при введении такого подхода. Основной - "генерирование налогов" буде приводить к дополнительной эмиссии (то есть выпуску) денег и вызывать инфляцию (удешевление стоимости/покупательной способности денег).

Суммы скрытой и первичной денежной эмиссии в Украине примерно того же порядка что и суммы собираемых налогов с прибыли предприятий и налогов с физических лиц. И если вместо скрытой эмиссии будет использоваться эмиссия генерируемых налогов, то:

  1. Эмиссия генерируемых налогов будет привязана к экономическим процессам - зарплаты граждан/налоги на доходы физических лиц.
  2. Эмиссия генерируемых налогов будет контролироваться цифровыми инструментами. И если налогов генерируется слишком много, то можно уменьшать процент генерируемых налогов (на ежедневном уровне)
  3. Новый подход "налогодобавления" значительно ускорит экономический рост, что увеличит рост доходов государственного бюджета по другим статьям и даст возможность уменьшить эмиссию в виде генерируемых налогов.

Несомненно, такое нововведение потребует разработки новой финансовой модели государства с максимальным применением цифровых технологий, которые позволят видеть все финансовые процессы на ежеминутной основе и контролировать эмиссию генерируемых налогов.

ПРЕИМУЩЕСТВА ГЕНЕРИРУЕМЫХ/ЦИФРОВЫХ НАЛОГОВ:

  1. Остается неизменной система распределения налогов между разными бюджетами – эту часть не надо менять и перестраивать уже сложившиеся потоки/механизмы финансирования.
  2. Исчезает необходимость уклоняться от налогообложения! 
  3. Полностью меняется взаимоотношения граждан и субъектов экономической деятельности с государством и налоговой инспекцией!
  4. Если ввести кешбек от сгенерированных налогов, то становится невыгодно уклонятся от налогообложения. Наоборот, будет выгодно показать свои доходы для получения кешбека.
  5. Налоги генерируется и контролируются цифровыми/техническими способами, которые не требуют значительных затрат (подобную систему можно достаточно легко реализовать с использованием современных цифровых технологий).
  6. Генерация налогов возможна только при цифровых/безналичных операциях. И это приведет к увеличению безналичных операций, что снизит масштабы наличных операций и уменьшит долю теневой экономики.
  7. Увеличиваются доходы физических лиц, которые будут потрачены внутри Украины. Это вызовет подъем внутреннего спроса и ускорит экономический рост.

То есть, несмотря на возможные риски, плюсов от цифровых налогов видится больше. А недавние нововведения, которые реализуют в Министерстве цифровых трансформаций совместно с ключевыми компаниями и агентствами Украины (например, запуск приложения “Дія” вместе с волонтерами ЕРАМ и рядом других компаний), доказывают, что государство может рассчитывать на поддержку бизнеса в масштабных проектах.