Харьковский этнограф рассказала, как праздновать Ивана Купала

До нашего времени дошло мало обрядов предков.

В одном из районов Харьковской области в этот день прыгали не через костер. 

Ивана Купала отмечают в ночь с 6 на 7 июля. Древнеславянский праздник совпадает с христианским праздником Рождества Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Об истории и традициях его празднования рассказала заведующая отделом этнографии Харьковского исторического музея им. Сумцова Елена Пантелей.

История празднования Ивана Купала корнями уходит во времена язычества. Сначала его праздновали в день летнего солнцестояния, 21 июня (по старому стилю), на него приходилась самая короткая ночь в году. Проводили различные ритуалы и обряды, посвященные богу солнца. Купальскую ночь считали мистической, а само празднование начиналось еще до захода солнца. После крещения Руси у праздника появилось новое содержание. Его перенесли на 7 июля (по старому стилю — 24 июня), когда православные празднуют Рождество Иоанна Предтечи.

"Поскольку часть древних обрядов продолжила существовать и после принятия христианской веры, название праздника — Ивана Купала — объединило языческую и христианскую его составляющие. Иван — имя Иоанна Крестителя, которого чтят 7 июля, а Купала, согласно разным версиям, может означать "солнце" или имя божества. Также историки предполагают, что название праздника может происходить и от слова "купаться", ведь во время проведения древнейших купальских забав обязательным был обряд купания. Так, до захода солнца люди пытались искупаться в реке. Женщинам такой ритуал обещал красоту, а мужчинам — силу", — пояснила этнограф.

По поверьям, природа в это время наполняется чудесными и целебными свойствами. Поэтому большинство обычаев были связаны с огнем, водой и травами.

Ивана Купала наши предки считали праздником молодежи и взаимной любви. Девушки и парни выходили из села с песнопениями, раскладывали костер на горе или где-то в лесу у реки, танцевали вокруг него, а с наступлением темноты перепрыгивали через огонь парами и примечали: если руки над огнем не расцепятся, пара женится. Кое-где (в частности, в Купянске и окружающих слободах) огонь не зажигали, а клали кучи жгучей крапивы или колючих сорняков, чертополоха, и перепрыгивали через них. Затем эти сорняки несли к реке и бросали в воду.

Девушки пели купальские песни о любви. Кроме песен, все обряды в течение купальской ночи сопровождались приговорами, короткими заклинаниями, припевами: "Сьогодні Купайла, завтра Івана" или "Купайла треба скупати, у воді добре сховати" и другие. Выполняли такие приговаривания все вместе.

"Наши предки считали, что в этот день солнце "играет", деревья переходят с места на место, а у зелья — наибольшая целебная сила. Общеизвестна легенда о чудодейственном цвете папоротника, который появляется в полночь лишь на мгновение и расцветает огненным цветом, провещая тому, кто получит его, сокровища, богатство, достаток и здоровье", — рассказала Елена Пантелей.

Обычно в этот день девушки собирали различные травы, главными из них были: иванов цвет, лопух, тимьян, медвежье ухо. Они плели венки и украшали себе головы, пускали на воду и гадали по тому, как те плыли: если ровно плывет, то скоро замуж выйдет, а если крутится на месте или утонет, то еще будет ходить в девках. Если венок уплывет далеко и где-то пристанет к берегу, то туда девушка и выйдет замуж. Иногда пускали два венка, загадывая один на себя, а второй на любимого, и если они сходились на воде, то это верный знак, что будут в паре.

Парни собирались на противоположном берегу реки, чтобы девушкам не мешать и следили за тем, как девушки пускают на воду венки. Обычно пущенный на воду венок перенимал жених девушки, который должен был жениться на ней. Когда парень гулял с девушкой, то старался поймать ее венок. Иногда парни садились на лодки и плыли ловить венки. Парень знал, какой венок пустила его девушка, потому что она ему об этом говорила. Каждая девушка плела такой венок, чтобы можно было его узнать: вплетала большой цветок или листья, а иногда перевивала его лентой. Не долго плыли венки: их вылавливали юноши и бросались искать по ним девушек, потому что, как правило, тот, кто разыщет девушку, должен поцеловать ее.

"Главными атрибутами этого праздника были "Купала" и "Марена", которые изготавливались по-разному. Так, для "Марены" брали вишневую ветку с тремя сучками (один из них — голова, а два других — руки) и украшали ее венками, цветами, бусами, лентами — делали якобы чучело с человеческим обликом. Девушки, взявшись за руки, водили вокруг нее хоровод. Делали также соломенное чучело — "Купала", одевали его в старую рубашку и украшали венками. В течение праздника "Купала" должен сгореть, а "Марена" — утонуть. В одних селах это делали сразу, в других — в конце гуляния. Деревце — "Марену" после утопления в воде разламывали, а веточки и украшения из нее разбирали по домам, потому что по поверью, если веточку положить на грядке, то хорошо уродят овощи", — сообщила этнограф.

Сейчас некоторые обряды предков ушли в прошлое и праздник Ивана Купала, как правило, отмечают массовыми гуляниями с традиционными песнями, танцами, хороводами со свечами вокруг деревца — "Марены", купанием, прыжками через костер, в которых могут принять участие все желающие.

Напомним, 3 июля праздник Ивана Купала провели в Национальном музее Сковороды.