Как украинским музеям выжить в эпоху диджитализации?

В Харькове поговорили о переосмыслении роли музеев в новой, цифровой, реальности.

В Харькове прошел украинско-австрийский музейно-архитектурный форум Museum Architecture Symposium. Участники обсудили проблемы, с которыми сталкиваются музеи и пути их решения, а также поговорили о переосмыслении роли музеев в новой, цифровой, реальности.

В эпоху диджитализации для музеев все более актуальным становится вопрос поиска новых способов коммуникации с посетителями и оптимальной формы подачи информации. В то же время в Украине переформатированию музеев зачастую мешают очень приземленные проблемы. Среди них – отсутствие мотивации у самих культурных институций.

"Некоторые инструкции, по которым живут музеи, не менялись еще с советских времен, – рассказывает заместитель директора по развитию Харьковского ЛитМузея Татьяна Пилипчук. – Формы отчетности также устарели: мы отчитываемся только о количестве предметов экспозиции и количестве экскурсий. Зачем нам проводить какие-то другие мероприятия, если мы отчитываемся только об экскурсиях? Необходимо менять законодательство, чтобы у музеев и их сотрудников появилась мотивация к переменам. А профессию музейного работника нужно делать более престижной, потому что сегодня она остается абсолютно непривлекательной".

Отсутствие мотивации зачастую связано с недостатком финансирования со стороны государственных и местных органов власти, а также бюрократией, которая, по словам сотрудников музеев, после Революции достоинства не только не исчезла, но даже усугубилась.

"В моей работе победить финансирование сложнее всего, – утверждает генеральный директор Национального художественного музея Украины Юлия Литвинец. – Ты можешь подстраиваться под какие-то бюрократические нововведения. Но финансирование культуры и музеев все равно остается на последнем месте".

Советское прошлое, которое для многих украинских музеев по-прежнему является настоящим, наряду с недостатком средств мешает им быстро приспособиться к новой действительности и стать полноценными культурными хабами.

"Главная тенденция в Украине в том, что большинство музеев, за редким исключением, не пересматривало свою миссию, форму со времен своего основания в СССР, – считает архитектор, основатель архитектурного бюро Drozdov&Partners и Харьковской школы архитектуры Олег Дроздов. – Форма и содержание должны меняться, коммуницировать со своей потенциальной публикой. Все имеет свои механизмы вовлечения. Архитектура – часть этой технологии. Но не так сложно спроектировать, как найти деньги для реализации своего проекта".

В 2017-м начал работу Украинский культурный фонд, одна из целей которого – усиление институциональной и финансовой деятельности культурных проектов. Кроме того, был создан  Украинский институт, который должен представлять украинскую культуру за границей и формировать позитивный имидж Украины в мире. Однако даже наличие таких мощных институций не решает основные проблемы музеев. Помимо недостаточного финансирования, это - глобальное отсутствие приспособленных для работы помещений.

"Нашему музею повезло, что он строился и 120 лет функционирует как музей, но таких примеров единицы, – заверяет Юлия Литвинец. – Классический вариант украинского музея – первый этаж жилого пятиэтажного дома, построенного во времена Хрущева. Мало того, что помещения маленькие, так и ваша коллекция постоянно находится в опасности: над вами четыре этажа жилых помещений с разными людьми, коммуникациями и т.д. Я не знаю, когда украинским музеям наконец предоставят отдельные помещения. Это тотальная проблема".

Вместе с тем, австрийский архитектор, сооснователь архитектурного бюро INNOCAD, которое, в частности, разработало новую пространственную концепцию постоянной выставки для Исторического музея в австрийском Граце, Мартин Лесяксчитает, что в Украине слишком много говорят о проблемах, а деньги - не панацея.

"Недостаток финансирования не оправдывает принятия ошибочных решений, – уверен Мартин Лесяк. – У нас в Австрии у многих проектов также скудные бюджеты по местным меркам, у выставок и музеев тоже есть проблемы. Конечно, финансирование играет важную роль, но баснословные деньги не помогут придумать что-нибудь инновационное и значимое для будущих поколений".

Музей=культурный хаб. Что делать?

Несмотря на все трудности, украинские музеи пытаются меняться. В октябре 2017-го архитектурное бюро Drozdov&Partners представило проект реконструкции Харьковского литературного музея, который более 30 лет работает в неприспособленном помещении. Музей планируют сделать более просторным и открытым, во дворе хотят создать пространство для публичных чтений и перфомансов, организовать открытую библиотеку. Сегодня проект проходит бюрократическую процедуру – получение технических условий.

"После реконструкции Харьковский литературный музей станет 100-процентно публичным хабом, в котором будет как более внимательное потребление содержательных событий, так и различные развлечения", – утверждает Олег Дроздов.

Инициатором реконструкции выступили сотрудники музея с единственным условием-просьбой – создание комфортных условий для экспонатов, посетителей и персонала.

 "Для нас очень важно, чтобы это была инициатива снизу, – рассказывает Татьяна Пилипчук. – Мы сегодня, по сути, вокруг ЛитМузея формируем определенное комьюнити, чтобы всем вместе сделать реконструкцию. Не хотим ждать, пока кто-то придет, приведет победителей очередного тендера, которые сделают нам реконструкцию, а сами запускаем этот процесс снизу. Мы хотим показать, что даже в Украине это возможно".

Национальный художественный музей Украины сейчас активно работает над тем, чтобы осваивать новые форматы и привлекать более широкую аудиторию – не только любителей живописи, но и поклонников других видов искусства. Кроме того, пытается достучаться до молодежи через соцсети.

"Исключительно художественный музей – это, на мой взгляд, не интересно, – заверяет Юлия Литвинец. – Музеям нужно становиться мультикультурными. Каждый новый сегмент, который включается в музей, привлекает новых посетителей, которые также будут коммуницировать с экспозицией. Литература, и театр, и опера, и балет - все это способно работать в стенах музея. Доказано нами. Кроме того, мы очень интенсивно используем социальные сети, у нас есть отдел, который занимается внешними коммуникациями и внутренними. Это очень важный момент, потому что наружу вы отдаете то, что отработали внутри".

Вопрос более тесной коммуникации с посетителем волнует не только украинские музеи. Именно такое техническое задание ставил Исторический музей в Граце Мартину Лесяку и архитектурному бюро INNOCAD. Архитекторы решили пойти от противного и усложнили посетителям доступ музея к информации, чтобы сделать их общение с экспонатами более осмысленным.

"Стратегия, которой мы придерживаемся, заключается в том, чтобы не ставить во главу угла информацию, – объясняет Мартин Лесяк. – Когда тебе сразу предоставляют весь контент, ты задерживаешься у экспоната максимум на пару секунд. Поэтому мы за то, чтобы посетитель сам находил информацию. Мол, наслаждайся тем, что ты в красивом месте, но при этом будь готов к тому, чтобы раскопать нужные данные. Таким образом, мы выстраиваем более осознанную коммуникацию посетителя музея с экспонатом. Это гораздо важнее, чем просто потреблять, потому что в наш век мы и так перегружены информацией".

Новая пространственная концепция с использованием современных технологий, которую разработали архитекторы, позволила посетителям музея по-новому взглянуть на свою историю. Однако, как утверждает архитектор, даже в наш цифровой век технологии в музеях все же играют вспомогательную роль, а на первом месте по-прежнему остаются внутренние ощущения посетителя.

"Конечно, без технологий сегодня никуда, но даже в эпоху диджитализации нужно выдерживать баланс, – считает Мартин Лесяк. – Технологии должны вписываться в музейную среду, подчеркивать ее. Я в первую очередь говорю об исторических музеях и выставках, где ты узнаешь что-то новое. Искусство – это немного другое. Когда музейное пространство и произведения искусства хороши, то посетителя лучше оставить с ними наедине, без лишней мишуры".

Как скоро украинские музеи найдут этот баланс и станут удобными и привлекательными для максимального количества посетителей – вопрос открытый.

АВТОР: ДМИТРИЙ КУЗУБОВ