Музыка, которая не оставит равнодушным — БЛОГ
Произведения, вошедшие в этот ТОП-лист, не претендуют на всесторонность, список достаточно субъективный. Но я хочу отправить вас в небольшое путешествие в мир классической музыки и показать, что она бывает очень разной.
Все эти произведения нетривиальные, но очень знаковые. И, возможно, они смогут вызвать у вас сильные эмоции, поразят глубиной мысли и приоткроют для вас дверь в удивительный мир классической музыки. И начать я хочу с очень старой музыки. Ее знает не каждый, но она не менее потрясающая, чем более новые и популярные произведения.
№1. Первое место в моем списке занимает произведение эпохи Ренессанса: мотет Spem in alium (лат. "Надежда во всем") для 40 голосов Томаса Таллиса, английского композитора 16 века. Таллис — композитор из того времени, когда глубокие личные переживания рано или поздно находили свое отражение в религиозной жизни. Мотет — это один из главных музыкальных жанров того времени, своего рода симфония эпохи Ренессанса. Многие композиторы не просто описывали музыкально какой-то текст, но и демонстрировали при этом вершины мастерства. Так Таллису удалось написать просто невероятное произведение для 40 голосов, каждый из которых поет свою независимую партию одновременно с другими! Это произведение для восьми хоров по пять голосов в каждом и оно создает невероятный акустический эффект, позволяющий окунуться в палитру голосов, быть в центре огромнейшей полифонии. Сейчас подобный эффект можно сравнить например с нахождением в середине восьмидесятитысячного стадиона, где каждый участник делает что-то на свой лад, но вместе получается очень слаженный результат.
№2. Клаудио Монтеверди — мадригал Lamento della Ninfa (итал. "Жалоба нимфы") из восьмой книги мадригалов. Монтеверди был одним из первых композиторов, кто восславил человека на таком же уровне, на котором его предшественники восхваляли Бога. Все человеческие эмоции, будь то счастье любви или страдание одиночества, обретают новую ценность. У этого произведения совершенно другая эстетика — здесь есть только один голос и сопровождение небольшого ансамбля. Исполнитель поет об абсолютно светской, несчастной любви. Это удивительно простая, понятная музыка, построенная на одной секвенции, на четырех аккордах — один из предшественников хитов 20 века! Вокальная мелодия словно крутится на одном месте и пытается вырваться из жестких рамок инструментального ансамбля, пока бессильно не утихает.
№3. И.С. Бах — партита для скрипки ре-минор, чакона. Это произведение многим похоже на Lamento della Ninfa. Здесь можно услышать то же противодействие движения на одном месте и попытку вырваться. Но то, что раньше делал голос и ансамбль, со словами и сюжетом, здесь исполняет одна скрипка! Баху удается удержать наше внимание на протяжении многих минут с помощью всего лишь одного инструмента, который отправляет нас в очень эмоциональное путешествие.
№4. В.А. Моцарт — опера "Дон Жуан". Финальная сцена с командором. Вся опера "Дон Жуан", и особенно финальная сцена с командором, это просто величайшая страница всех творений Моцарта. Мало того, что мы понимаем в этот момент, что зло и легкомыслие получит по заслугам и справедливость восторжествует, это еще и безумно мощная музыка, которая врывается в нашу жизнь также неожиданно и неотвратимо, как призрак невинно убитого отца приходит к главному герою оперы в дом на его праздник распутства.
№5. Л.В. Бетховен — Симфония №9, 4 часть "Ода к радости". Я просто не мог обойти симфонию №9 Бетховена и ее финал. Данное произведение изменило ход истории музыки — в тот момент автор уже потерял слух, но вместо того, чтобы стать профессионально непригодным, он умудрился написать музыку, поразительную и поражающую, очень современную для своего времени. Слушая эту музыку мы можем понять, что слышал Бетховен внутри себя, не слыша внешнего мира. Эта симфония вместе с текстом Шиллера говорит о важной человеческой миссии — объединяться против того, что нас разрушает, быть вместе единым целым.
№6. И. Брамс — интермеццо опус 118. Это очень интимная музыка, музыка для фортепиано, исполняемая одним человеком. Мне кажется, что и слушателю с ней нужно знакомиться в одиночестве или в компании самых близких людей, может быть, в темноте. Потому что это музыка, которая приближает к себе. Интермеццо — очень интересный жанр: интер — значит середина, меццо — что-то между. Получается, что это что-то между, ни туда, ни сюда. С одной стороны, это такой нечеткий, расплывчатый жанр, а с другой — произведение, заполняющее собой пустоту.
№7. Р. Вагнер — прелюдия к опере "Тристан и Изольда". Я включил данное произведение по разным причинам. Во-первых, эта прелюдия тоже изменила ход истории музыки, музыкальную эстетику. Вагнер совершил революцию — ни в самой прелюдии, ни во всей четырехчасовой опере практически нет момента, где можно успокоиться, остановиться, она несет нас все дальше и дальше. Во-вторых, эта прелюдия — своеобразное приглашение в медитацию, в прослушивание всей оперы, погружение в мир любви, в котором любовь и предательство, жизнь и смерть, день и ночь тесно переплетаются между собой. "Тристан и Изольда" — это, с одной стороны, постановка философских вопросов на языке искусства, с другой — история о человеческих чувствах, когда хочется любить, хотя нельзя, где приходится предавать, хотя это претит.
№8. И. Стравинский — "Весна священная. Великая священная пляска". Стравинский — это пожалуй композитор, который ставил себя в максимальную оппозицию творчеству Вагнера и являлся антагонистом его бесконечным мелодиям, звуковым образам и философским конструкциям. Многие произведения Стравинского можно назвать очень рациональной, хоть оттого и не всегда более понятной музыкой. А балет "Весна Священная" — это описание языческих культов наших предков. Это музыка, которая буквально пахнет землей, в ней все наши инстинкты выходят на поверхность. Это обращенная в язык звуков физиология, она просто нас сотрясает. Весь балет и последний номер — "Великая священная пляска" — не о морально-нравственных стремлениях просвещенного человека, а о чем-то исконном и дородном, что осталось в каждом из нас. Что-то, что многие из нас пытаются преодолеть (многие весьма успешно), но что никуда не пропадает и остается жить внутри нас. Произведение звучит до сих пор очень современно, хотя ему больше 100 лет.
№9. А. Веберн — 5 пьес для оркестра, ор. 10. Очень особенное произведение. Данные пьесы — очень короткие зарисовки, длящиеся иногда меньше минуты. Эти пьесы как японские хокку, они очень колористичны и глубоки, буквально каждая нота там является бесконечно важной, она на своем месте и в сочетании с несколькими другими, они рассказывают глубокую историю. Эта музыка не для случайного прослушивания, к ней нужно готовиться и, возможно, процесс подготовки будет длиться больше, чем само произведение. Я рекомендую очень внимательно прослушать какое-то одно произведение из пяти несколько раз и после этого насладиться несколькими минутами тишины словно послевкусием.
№10. Джон Адамс — "Наивная и сентиментальная музыка". Завершить мне хотелось бы произведением Джона Адамса, ныне живущего американского композитора. Многие его произведения, в отличие от Веберна, в принципе, можно слушать и на кухне, и даже в машине, занимаясь параллельно чем-то еще. "Наивная и сентиментальная музыка" — это так называемая эстетика минимализма. Но это не примитивный саундтрек, а музыка, талантливо развивающаяся сама по себе. Она растет, трансформируется и в какой-то момент мы не замечаем, что она стала уже совершенно другой — она переносит нас в такое место, где несколько минут назад мы и не планировали быть. Эта музыка очень сильная и экспрессивная, может быть, кому-то захочется под нее танцевать, с ней легче жить. Адамс иронично называет ее наивной и сентиментальной, но мне кажется, что она живая и эмоциональная.
Слушайте классику — это музыка для всех и обо всех!