Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Прогулки по Харькову Дом приват-доцента Андрея Потебни по Девичьей улице

Каждый фасад этих домов был ярким продолжением парадного фасада со стороны улицы

Немало в Харькове зданий, о которых горожане и приезжие слагают легенды.

Например, дом по улице Девичьей № 3 считали фешенебельным публичным домом, или католическим монастырем, или женским пансионом, отчего и происходит наименование улицы. Заказчиком здания называют филолога, профессора Императорского Харьковского университета Александра Афанасьевича Потебню, который умер еще в 1891 году, а здание - 1903-го года постройки. Так кто же и для каких целей построил дом по улице Девичьей?

К 1880-му году профессор Потебня уже владел дворовым местом на Подгорной улице, а в 1884 году он приобрел у соседа – титулярного советника Егора Алексеевича Слатина - его усадьбу на Девичьей улице. Таким образом у Потебни стал сквозной участок между двумя улицами. После смерти профессора Потебни его усадьба перешла во владение его супруги Марии Владимировны и двух приемных сыновей, усыновленных в 1881 году, – Александра и Андрея (они были подброшены ему в декабре 1868 года и мае 1870 года соответственно).

В начале XX столетия Потебни приняли решение о глобальном переустройстве своего дворового места, к тому времени обветшал и относительно свежий двухэтажный каменный дом Слатина. В марте 1903 года приват-доцент Императорского Харьковского университета Андрей Александрович Потебня подает прошение о строительстве каменных зданий. Комплекс из двух четырехэтажный зданий с фасадами по Девичьей улице был спроектирован архитектором Харьковского технологического института Юлием Семёновичем Цауне, он же вел надзор за строительными работами. Особый рельеф местности способствовал тому, чтобы каждый фасад этих домов был ярким продолжением парадного фасада со стороны улицы.

Стилизация в готическом стиле была ярко выражена оригинальной ассиметричной композицией, с выполнением фасадов из кирпича без штукатурки, что напоминало средневековые замки. Готический стиль подчеркивали стрельчатые обрамления окон, крутые треугольные фронтоны, зубцы под арками навеса над террасами. К дому подвели центральное электричество, водопровод и канализацию. Отопление было центральным для всех зданий, котельная располагалась в отдельно стоящем здании.

Каждый этаж представлял собой отдельную квартиру, предназначенную для определенного человека - как правило, ученых Университета или ХТИ. Планировка комнат была одинаковой: передняя, гостиная, буфетная, столовая, кухня, кладовая, ванная, клозет, комната для прислуги, комната для гувернантки, детская, спальня, кабинет. Некоторые квартиры дополняли лаборатория, оранжерея, терраса или оранжерея. В отдельной двухэтажной пристройке располагались для каждой квартиры сарай с выходом в ледник, а на втором этаже - сушка для белья.

Потебни владели зданиями до 1920 года, пока пришедшие к власти большевики не национализировали их.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.