Поделились опытом. Чем наши антикоррупционные законы отличаются от польских

11 июня 9:05
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
журналист
Фото: архив Елены Вороны

Фото: архив Елены Вороны

Депутат Харьковского городского совета от фракции «Самопоміч» Елена Ворона изучала реалии польских коллег, которые провели реформы.

На днях Елена Ворона вернулась из Польши. На семинаре, организованном для представителей Украины, поляки рассказывали о своем антикоррупционном законодательстве и роли самоуправления в борьбе с коррупцией.

«Польская законодательная база мне показалась по качеству такой же, как и наша, может наша даже лучше. Все те предохранители, которые использовали в Польше, у нас тоже есть: декларирование, публичные тендеры и договоры. Другое дело, что у нас, если мы видим несоответствие декларации и доходов, дальше ничего не происходит. Формально мы закон выполнили, а фактически ничего не произошло. Поэтому наши законы – это свод комфортных добрых правил, которые ни на что не влияют», – рассказывает Елена Ворона.

При современном развитии технологий вывести на чистую воду чиновника, декларация которого формально выглядит адекватной, ничего не стоит. Если человек сам не похвастается, это сделают его родственники или друзья в соцсетях. Чиновников отслеживают по публичным источникам и специальным базам.

«Если в Польше пенсионерка сделала подарок, то она должна дать пояснения источника его происхождения. А чиновник – отразить подарок в декларации. Такие механизмы у нас не работают», – говорит депутат от фракции «Самопоміч» в Харьковском горсовете.

В рамках реформы самоуправления в Польше были сформированы гмины – это центры самоуправления.

«У сельских гмин есть возможность объединяться с другими гминами и совместно осуществлять различные проекты. Например, 15 гмин объединились, чтобы построить нефтеперерабатывающий завод. Одна община это не потянула бы. Гмины имеют бюджет и большой объем полномочий», – поясняет Елена Ворона.

Во время визита в Польшу украинским делегатам рассказали о принципах формирования общественного бюджета.

«У Люблина, в котором 350 тысяч населения, бюджет 1,78 миллиарда злотых – это почти 400 миллионов евро. Из них 15 миллионов злотых – на общественные инициативы. Маленький проект – до 500 тысяч злотых, большой – до 1,5 миллиона злотых», – рассказывает депутат.

Горсовет имеет право проверить проект по формальным признакам: на соответствие законодательству, относится ли та земля, на которой будет идти стройка, к территориальной единице. Горсовет не решает, нужно это или не нужно.

«Проект выносится на голосование, оно идет в интернете, общественных местах. По идентификационному коду проверяют, чтобы не было повторов. Финансирование получают проекты, набравшие большинство голосов. Таким образом, люди видят, что они могут с помощью бюджета решить свои маленькие проблемы», – подчеркивает Елена Ворона.

Депутат уверена: в части самоуправления поляки для нас могут быть хорошим примером.

«Уровень коррупции будет снижаться под давлением людей, когда они будут участвовать в процессах, влияющих на то, как они живут. Мы должны методично работать над тем, чтобы люди не ждали, когда придет власть и что-то даст», – считает Елена.

Елена Ворона уверена: самоорганизация граждан и повышение интереса общества к органам местного самоуправления будет способствовать снижению уровня коррупции и повышению доверия к власти.

Топ-тендеры недели: в парке Горького построят Дом матери и ребенка Под Харьковом около 30 школьников вместо уроков работали на птицефабрике (дополнено)
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы
Комментариев: 0