Легендарный освободитель. Танк Т-34 стоил жизни трем инженерам-создателям

15 мая 12:10
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
yakushka
журналист

Т-34 называют лучшим танком Второй мировой войны. Фото: maxpark.com

Боевую машину, которую сконструировали в Харькове, сняли с производства за две недели до вторжения фашистов в СССР, а один из его конструкторов Александр Морозов всю жизнь избегал привилегий и отдавал половину зарплаты подчиненным.

Конструкторы стали жертвами репрессий

Военные и инженеры в шутку называли Харьков, где работали три поколения семьи Морозовых, «танкоградом». Эксперты подчеркивают: у истоков харьковского танкостроения стоял талантливый инженер Афанасий Фирсов. Сын купца, в начале XX века он страстно увлекся конструированием техники. Афанасий получил прекрасное инженерное образование в высшей технической школе в Германии и политехническом институте в Швейцарии. Блестящий специалист в паровозо- и судостроении (Фирсов даже разрабатывал дизельный мотор для подводных лодок) в Харьков попал случайно.

Советские власти обвинили инженера во вредительстве, но пятилетний срок в концлагере заменили ссылкой в Украину, и отправили на Харьковский паровозный завод, где только начинали разрабатывать танки. Фирсов создал две боевых машины и полным ходом работал над будущим Т-34, как вдруг последовал новый донос, за ним — арест и расстрел. Его заменил Михаил Кошкин, который на тот момент 2,5 года проработал в конструкторском бюро в Ленинграде.

Афанасий Осипович Фирсов. Фото: wikipedia.org

Афанасий Осипович Фирсов. Фото: wikipedia.org

«По сути, это было конструкторское бюро Фирсова — когда Кошкин приехал в Харьков, все разработки уже существовали, а кадры были подобраны», — отметил военный историк Валерий Вохмянин.

Более того, арестованный Фирсов, которого охранял конвой, водил своего приемника по цехам и кабинетам, знакомил с сотрудниками и чертежами.

«Кошкин проявил себя хорошим организатором. Он сразу выделил людей, которые работали только над танком. Но без инженера Александра Морозова, который трудился в команде Фирсова, новый глава КБ не создал бы Т-34. Ведь после смерти Кошкина конструкторское бюро возглавил Морозов, и оно работало очень эффективно — как во время войны, так и после», — вспоминает Вохмянин.

Во время создания Т-34 еще один сотрудник КБ, инженер Адольф Дик, стал жертвой репрессий. Конструктор, совершенствовавший ходовую часть Т-34, опоздал на полтора месяца. И снова последовал анонимный донос, а за ним — расстрел.

В 1939 году танк был готов. Чтобы продемонстрировать мощь новой боевой машины, в марте 1940 года две «тридцатьчетверки» отправились маршем по весеннему бездорожью из Харькова в Москву. В одной из них ехал Кошкин. Танки не только выдержали дорогу, но и Сталину понравились. Но Михаил Кошкин не успел насладиться триумфом: после долгого пути в холодной бронированной машине он заболел воспалением легких, и спустя полгода умер.

Идеи заимствовали у поляков и французов

За две недели до нападения Германии на СССР нарком Вячеслав Малышев (позже его именем в Харькове назовут танковый завод) посчитал бронированную машину неперспективной и приказал снять с производства. Во время испытаний выяснили, что кабина тесная — вмещалось всего три человека экипажа.

«Помните песню «Три танкиста, три веселых друга»? До войны считалось, что командир бронированной машины может делать все, поэтому он выполнял еще и работу наводчика, прицеливался, а не следил за ситуацией на поле боя. А экипаж немецкого танка состоял из четырех человек: командир, заряжающий, наводчик и механик-водитель», — рассказал Валерий Константинович.

Кроме вместительности танка, подкачала оптика, да и дуло пушки было коротким… Недочетов хватало. Т-34 нуждался в усовершенствовании. Но 22 июня приказ отменили, а боевую машину вернули на конвейер. Улучшал танк Александр Морозов, учитывая испытания в реальном бою.

Советские историки обожают рассказывать, что Т-34 — единственный в своем роде. Мол, впервые в мире установили на боевую машину башню цельнолитую и дизельный двигатель. Но танк не был экспромтом харьковских конструкторов, разводит руками Вохмянин.

«Впервые дизельные двигатели появились на польских бронированных машинах 7-ТР в 1934 году. А цельнолитые башни задолго до русских начали ставить французы на легких танках Рено S-35. Цельнолитая конструкция всегда прочнее, чем собранная из фрагментов, которая от удара разлетается. Правда, французы крепили башни с помощью болтов, а советские инженеры стали использовать сварку», — отметил военный историк.

Морозов много лет носил один костюм и галстук

Расцвет харьковского танкостроения пришелся на послевоенные годы. Главный конструктор Морозов постоянно совершенствовал свое детище. После его смерти осталось множество блокнотов, исписанных чертежами и набросками, которые инженер делал в транспорте, на совещаниях и дома. Но состояния на военных изобретениях главный конструктор не заработал.

Фото Александра Морозова из архива Ирины Морозовой

Фото Александра Морозова из архива Ирины Морозовой

«У Морозова была большая зарплата, рублей 600. Половину ее он отдавал рабочим на заводе: то старенькой уборщице поможет, то матери-одиночке… Когда один из подчиненных отказался от помощи Морозова, то Александр Александрович купил пачку лотерейных билетов и вручил ему. Спустя время рабочий пришел и смущенно рассказал, что один из билетов оказался счастливым — холодильник выиграл. «Так это твой холодильник» — отмахнулся дедушка», — рассказала внучка конструктора Ирина Морозова.

Талантливый инженер был крайне непритязателен к одежде. На работу много лет ходил в одном костюме, дополняя его коричневым галстуком, который бережно хранит его внучка.

Как-то перед юбилейным партсъездом в Москве дети купили Морозову модную в те годы пыжиковую шапку, чтобы главный конструктор выглядел респектабельно. Но инженер наотрез отказался надевать подарок.

«Я к своей шапке привык. Чем проще, тем лучше», — сказал Морозов.

Впрочем, из-за непосредственности харьковского конструктора подчас случались курьезы. Как-то изобретатель прихватил с собой на военный парад на Красной площади 10-летнюю внучку.

«Мы сидели на главной трибуне, вокруг — первые люди страны, космонавты, все со звездами, в парадной одежде. Было жарко, солнце припекало. А дедушка ведь лысый. И он достал из кармана платочек, завязал узелки на уголках и надел на голову. Я обомлела: «Дедушка, что ты делаешь? Смотри, нас камера снимает, по телевизору покажут. Сними!». А он: «Ну мне жарко, что же делать? Кепки с собой не захватил, от солнца на трибуне не спрячешься», — вспоминает Ирина Александровна.

Конструктор не пользовался служебным положением

Главный конструктор не любил пользоваться служебным положением и избегал каких-либо привилегий.

Фото Александра Морозова из архива Ирины Морозовой

Фото Александра Морозова из архива Ирины Морозовой

«Был у дедушки холодильник — самый первый из советских. Старый, обшарпанный, а новый он не разрешал покупать, чтобы злые языки не болтали, что во времена дефицита главный конструктор обставляет квартиру дорогой техникой. И вдруг раритетная рухлядь вышла из строя. Бабушка в ужасе: что делать, продукты пропадут! Вызвала мастеров, а те лишь руками разводят: починке не подлежит, таких деталей уже не выпускают», — рассказала внучка.

Покуда Морозов не вернулся с работы, рабочие привезли новый холодильник. Но конструктор с заменой категорически не соглашался и все возмущался, почему рухлядь не починили. Супруга Морозова всегда самостоятельно ездила за продуктами на Конный рынок, садилась на Пушкинской на пятый трамвай — и вперед. Даже служебную машину не брала.

«Как-то от завода под праздник нам прислали деликатесные колбасу и рыбу. Деда презент страшно возмутил, он без конца повторял: «Что обо мне люди подумают?». Пришлось срочно вызывать машину с завода и везти продукты обратно», — рассказала Ирина Морозова.

Но главный конструктор не случайно избегал привилегий и дорожил репутацией.

«Его постоянно пытались подставить, завистников было много. Перспективные разработки нужно было продвигать, а он то и дело получал палки в колеса и от своих, и от чужих», — пояснила внучка конструктора.

Тренер "Металлиста" о руководстве клуба: Я просто в шоке Жадан поддержал "Книжную клюмбу"
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы
Комментариев: 0