Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Крафтовое подполье. В Харькове набирает обороты домашнее пивоварение

"В Германии каждая пятая семья варит дома пиво", - говорит Сотников. Фото: Елена Павленко
Харьков становится столицей крафтового пива.

О том, что Харьков становится столицей крафтового пива, заговорили только этим летом. Фестиваль мини-пивоварен собрал около 600 гостей из разных городов Украины.

Домашнее пивоварение – тенденция совершенно новая для нашей страны, хотя в США и Западной Европе она развивается не первое десятилетие. Сам термин «крафтовое пиво» придумал американский журналист Винс Коттоне еще в 1984 году для продукта, сваренного на маленьких пивоварнях по традиционным старинным рецептам. В Соединенных Штатах мелкие производители уже отняли у крупных заводов больше четверти рынка, но их украинским коллегам об этом приходится только мечтать.

Варят пиво на балконе

С понедельника по пятницу 31-летний харьковчанин Семен Буртовой трудится программистом в одной из крупнейших IT-компаний города. На выходных он превращается в пивовара. Все его производственные мощности размещаются на кухне маленькой квартиры, котел для варки пива он соорудил сам. Продукт, разлитый по бутылкам, дображивает в обычном холодильнике. Необходимые ингредиенты – солод и хмель – заказывает по интернету.

"Я угощаю пивом своих друзей и коллег. Им нравится, но переходить на какой-то профессиональный уровень пока не планирую. У меня другая работа, а это – просто хобби", – говорит Семен.

Точно так же начиналась история Федора Лесницкого, пивовара из Днепра. Год назад он и его друг так же варили свои первые 30 литров у себя в квартире.

"Свое первое пиво мы варили на балконе и поливали водой, чтобы охладить. Вот привезли в Харьков свой продукт на первый фестиваль. Я думаю, что Харьков сейчас – настоящая столица крафтового пива", – говорит Федор.

Такого же мнения придерживается и Михаил Найда – владелец маленькой пивоварни, чье пиво выиграло одну из наград на фестивале в Харькове. Михаил был первым из пивоваров Украины, который начал разливать свою продукцию по бутылкам и продавать в заведения. Все началось с мелких поставок, но сейчас в Харькове существует несколько магазинов и до десятка пабов, которые специализируются исключительно на крафтовом пиве. Вся эта инфраструктура развилась в городе буквально за один год. Ответ на вопрос "почему именно Харьков?" довольно прост – здесь есть потребитель.

"Харьков – это город студентов, айтишников. Это молодые люди, как правило, мужчины 25-30 лет, они готовы к чему-то необычному, к экспериментам. Мы очень стремимся к тому, чтобы стать Меккой крафтового пивоварения не только Украины, но и всей Европы", – подчеркивает Михаил.

Гости из Закарпатья приехали на пивомобиле

Фестиваль мини- и домашних пивоварен Сraftbeerparty прошел в Харькове в конце июля. Свое пиво сюда привезли около 20 производителей из разных уголков страны. Пивовары из закарпатского села Квасы приехали на первом в Украине пивомобиле – специальном фургоне с пивом, оборудованном кранами. Это была первая поездка закарпатцев на необычном средстве передвижения. Производители из другого уголка станы тоже ориентированы в основном на харьковчан.

"Мы сварили специальное пиво для Харькова – «Ципа на барабане». Это экспериментальный сорт, белый стаут. Обычно стаут – это темное пиво на копченом солоде, но этот будет белым. Продаваться пиво будет только в вашем городе, – интригует директор пивоварни Александр Шаталов. – Сейчас у нас в Украине есть два центра крафтового пивоварения – Харьков и Львов. Львов всегда был ближе к Европе, ну а Харьков – ближе к России, там эти тенденции начались немного раньше".

Все пивовары уверены: популярность домашнего пива будет только расти, так как люди устали от обычных вкусов, а с развитием онлайн-торговли стало проще достать ингредиенты.

"Пиво – это уже не только алкогольный напиток, появились свои традиции. А в Европе пиво давно на одном уровне с вином – есть культура, есть дегустации. Если взять Германию – там каждая пятая семья варит дома пиво, потому это нормально – варить пиво дома. У многих есть бабушки в деревне, которые делают домашнее вино или наливки. Вот с пивом может быть так же", – уверен организатор фестиваля Сraftbeerparty Сергей Сотников.

Вкусы харьковчан пока что отличаются от запросов западных ценителей. Если отечественные потребители традиционного пива отдают предпочтение экспериментальным сортам, сваренным с добавлением необычного хмеля, например цветочного, или совсем несвойственных для пива ингредиентов – цедры или трав, то их западные друзья по пристрастию отдают предпочтение более тонким вкусовым оттенкам.

Экспериментаторы вне закона

Разница во вкусовых пристрастиях потребителей – не единственное, что отличает украинских производителей домашнего пива от их американских или западноевропейских коллег. Все владельцы мини- и микропивоварен фактически нарушают закон, если продают свой продукт в заведения. Благодаря лобби хозяев крупных заводов, действовать на рынке для них почти невозможно. Среди всех производителей, которые участвовали в харьковском фестивале, производственная лицензия есть только у одной пивоварни – закарпатской. Торговой нет ни у кого. Производственная лицензия стоит 500 тысяч гривен, но дело даже не в цене.

"Для того чтобы производить пиво, нужно получить массу разрешений, включая аттестацию производства, а это – лаборатории, контроль качества продукции, технические условия. А разве можно маленького пивовара приравнять к заводу? Он не может содержать персонал, который будет все это делать. Санстанция, пожарники – нужно пройти 15 кругов ада, чтобы получить все эти лицензии", – говорит Сергей Сотников.

По его словам, крупные производители не заинтересованы в появлении конкурентов, поскольку на примере США знают, что это нанесет урон их бизнесу. В Штатах крафтовые пивоварни продают около 30% всего пива. Потому пивные магнаты Украины, у которых есть возможность влиять на депутатов Верховной Рады, не заинтересованы в смягчении законодательства. По этой причине мини-пивоварни, которые производят традиционное пиво, не выходят на широкий рынок, а продают свою продукцию на фестивалях и в магазинах "для своих".

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.