Из Алексеевки на Салтовку – по зеленой набережной

1 декабря 9:15
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 5,00(1)
Загрузка...
журналист

Харьков может иметь набережную в 58 км. Фото: drozdov-partners.com

Архитекторы и дизайнеры рассказали, как превратить свалки и гаражи вдоль рек в зону для прогулок, спорта и творчества.

Авторы проекта «Зеленые коридоры» предлагают реконструировать 430 гектаров промышленных зон у берегов харьковских рек. Вместо заросших сорняками пустырей, свалок и гаражей архитекторы и дизайнеры спроектировали длинную набережную, которая свяжет Алексеевский лугопарк через сквер «Стрелка» с Гидропарком на Салтовке.

20 парков вдоль рек

В Харькове могла бы появиться непрерывная набережная вдоль рек Харьков, Лопань, Уды и Немышля протяженностью 58 километров. Четыре реки соединяют основные районы города, поэтому их берега как огромная рекреационная зона способны привлечь в город дополнительные инвестиции.

Проект «Зеленые коридоры» родился в недрах архитектурного бюро Drozdov&Partners почти случайно: проектировщикам поступил заказ на обустройство территории вокруг спорткомплекса «Акварена». Он примыкает к набережной Лопани, поэтому архитекторы постарались обыграть в проекте водный ресурс.

– Это был чудесный повод подумать о том, что вокруг, – рассказал основатель Drozdov&Partners Олег Дроздов. – Главное преимущество Харькова в том, что он – не законченный. Здесь очень много недоделанных дел, амбиций, которые начинались, но ничем не заканчивались. В этом контексте это город больших возможностей.

Вдоль набережных авторы проекта предлагают посадить многолетние травы. Фото: drozdov-partners.com

Архитекторы и дизайнеры придумали устроить на набережных харьковских рек 20 парков, отреставрировать мосты, обустроить велодорожки и пешеходные зоны и соединить зеленым коридором набережную с садом Шевченко. Когда авторы проекта начали искать пути реализации, оказалось, что похожая инициатива в городе уже есть. Четыре года назад общественная организация «Другой путь» разработала проект «Зеленая сеть»: 11 километров вело- и пешеходных дорожек должны были соединить «Стрелку» и Салтовку. Тогда их в горсовете «отфутболили». Облекались эти посылания в такие выражения: «Один проект – это мало для города, вот если бы вы сделали комплексный проект, то мы бы его рассмотрели!».

– После первого скепсиса мы задумались: а вдруг эта задача действительно имеет решение? – говорят в общественной организации.

Начали исследовать набережные Харькова, Немышли, Лопани и Уд. Оказалось, что территория вдоль рек включает 36 % всех зеленых пространств города, и при этом фактически не приносит Харькову никакой пользы.

– В Харькове 150 километров рек и ручьев. Они имеют самый большой потенциал для развития зеленого каркаса. Единственный незатратный способ их содержать – использовать этот потенциал. Сейчас многие из этих территорий не имеют зафиксированных границ – это какое-то облако в штанах, – рассказала Марина Крячко, ландшафтный дизайнер и руководитель исследовательской группы «Другой путь».

Исследователи выяснили, что из этих 150 км бассейна рек и ручьев 12 км заняты гаражами и свалками, еще 12 – спрятаны в трубу и 23 км относятся к территории промышленных предприятий.

Чтобы навести порядок на берегах, «Другой путь» и Drozdov&Partners объединили усилия и пригласили проектировщиков, активистов и чиновников из горсовета обсудить идею.

Парк индустриального периода VS Парк современного человека

Перспектива иметь в городе огромный вытянутый в разные районы парк очень понравилась общественникам, в частности – велосипедистам. Хотя «зеленые коридоры», по их словам, не отменят велодорожки на шоссе.

– Зеленые зоны – это классно с точки зрения того, что не надо брать машину и везти детей за город, чтобы там кататься, – считает один из лидеров харьковского велодвижения Михаил Калужинов. – Велодорожки в зеленых зонах – это, прежде всего, фитнес, но для передвижения по работе или по делу они нужны вдоль автодорог, вдоль проспектов.

Набережную и сад Шевченко соединит зеленый коридор. Фото: drozdov-partners.com

Руководитель мастерской «Харьковпроект» Валерий Пономарев предположил, что идея «зеленого коридора» может стать частью генплана.

– Это не европейское ноу-хау, это наша старая советская практика градостроительства. В советских генпланах были очень серьезные расчеты по зеленым насаждениям, были многотомные исследования, которые становились основой для следующего этапа градостроительной документации. Внести эту разработку в генплан необходимо, – заявил эксперт.

А вот чиновники, как и 4 года назад, восприняли предложение скептически. Директор Департамента по делам семьи, молодежи и спорта Алексей Чубаров полагает, что содержать такую большую зеленую зону будет дорого.

– Однозначно, создавая эти коридоры, мы столкнемся с приведением в порядок территорий и ограниченности ресурсов – расходы будут большими. В плане развития города это интересная вещь. Но есть и вопрос содержания, потому что велика опасность вандализма. Например, мы поставили спортивную площадку на Салтовке, прошло три дня – процентов 60 % оборудования было сломано, – рассказал чиновник.

"Зеленые коридоры" будут включать пешеходные и велодорожки. Фото: drozdov-partners.com

Создатели проекта возражают: деньги на его реализацию есть. Просто их пока тратят не туда, куда нужно. Марина Крячко приводит пример: за 600 миллионов гривен, которые горсовет в прошлом году потратил на ремонт сада Шевченко, в Париже построили с нуля новый парк на месте железнодорожного депо. В Харькове высадили 24 тысячи однолетних растений, срок жизни которых – три месяца. В Евросоюзе давно отказались от однолетников в пользу многолетних цветов и трав, которые не требуют ухода.

– В современном мире идет переход от парка культуры и отдыха, где человека все время развлекают каруселью или пивом, к парку, где сама природа является основным ресурсом, – говорит Марина Крячко. – В индустриальную эпоху у человека был совсем другой образ жизни: он спал в спальном районе, потом ехал на работу, а в выходные отправлялся в парк, чтобы купить отдых, там ему продавали сладкую вату и катали на карусели. Человек постиндустриального общества живет по-другому – он работает все время, с ноутбука или телефона он может включиться в работу в любом месте, в том числе в парке.

Тем временем в горсовете нашли и другое возражение – юридического характера.

– Мы попытаемся это рассмотреть в контексте генерального плана, но есть юридические моменты, возможно, на следующих этапах разработки мы можем это обсуждать. Большинство этих территорий – это земли лесхоза, который находится в подчинении Кабмина, а это значит, что финансирование может идти только через государственный бюджет или деньги спонсоров, – заявила и. о. директора Департамента градостроительства и архитектуры Екатерина Пилявская.

Решили, что инициатива «зеленых коридоров» должна превратиться в проект в рамках одной из городских программ – только в этом случае у нее есть шанс на поддержку горсовета. Скорее всего, пойдут по пути поиска спонсоров – от высадки однолетних клумб на миллионы гривен в пользу цивилизованных парков чиновники отказаться не готовы.

Комментариев: 2
    Аноним says:

    1

    0

    «от высадки однолетних клумб на миллионы гривен в пользу цивилизованных парков чиновники отказаться не готовы»
    И не будут никогда готовы — это же какая отличная возможность переложить гигантские средства себе в карман!

    Аноним says:

    0

    0

    Поставить камеры , попытка вандализма- сразу выезд полиции … тогда только будет порядок

Здание Северного банка на улице Сумской В Харькове зима начнется со снегопада
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы