Испытание веры. Греко-католики около 10 лет отстаивали право на строительство храма

11 сентября 14:10
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
yakushka
журналист
Фото: Константин Чегринский

Фото: Константин Чегринский

Греко-католическая община Харькова начиналась в нашем городе 20 лет назад с семи прихожан, а сейчас на службу приходят около трех тысяч человек.

Католики восточного обряда активно помогают переселенцам организовывать новый бизнес, раздают продуктовые наборы малоимущим, а также духовно поддерживают воинов украинской армии на фронте и в госпиталях.

Препятствовали из «толерантности»

История греко-католической общины Харькова – сага о противостоянии веры и власти, а величественный храм в стиле барокко, единственный на всю область, который неспешно растет на улице Широнинцев, – символ этой борьбы. 20 лет назад владыка Любомир Гузар предложил священникам, по числу апостолов Христа, поехать на восток Украины.

Фото: Константин Чегринский

Фото: Константин Чегринский

«Здесь были люди, которые не хотели ходить в другие церкви, а наша конфессия в то время уже была легализирована. Мы имели контракт на три года, а затем могли вернуться – 10 из 12 священников так и поступили. Но моя жизнь накрепко связана с местными прихожанами», – поясняет отец Николай, настоятель небольшой церкви возле строящейся святыни.

Харьковские греко-католики – а это выходцы из Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской и Закарпатской областей – до 1999 года, пока мэр города Михаил Пилипчук не выделил землю под строительство храма, молились в костеле на улице Гоголя. Римо-католики потеснились, выделив братьям по вере время для богослужений.

«Но как только мы получили землю, начали молиться здесь. Люди должны привыкать к месту, где будет стоять храм. Первая наша церковь – вот этот крест. Здесь мы год служили литургии под небом, пока морозы не ударили, – проводит экскурсию по приходской земле отец Николай. – Вторая церковь – этот строительный вагончик. Затем, когда нам вдруг запретили возводить храм, мы сделали часовню».

Фото: Константин Чегринский

Фото: Константин Чегринский

По словам настоятеля, спустя два года после выделения земли последовало неожиданное решение муниципальной комиссии по законности запретить католикам восточного обряда строить храм.

«В местных СМИ появились статьи, якобы греко-католики захватили землю в Харькове. Как? Я приехал в чужой город и захватил землю? Возможно, власти ожидали, что мы добровольно откажемся от выделенного под застройку участка. В ответ в Харькове собрали почти 2500 подписей к президенту Украины Леониду Кучме в защиту нашей общины, – вспоминает отец Николай. – Также наше право на вероисповедание в Верховной Раде поддержали нардепы. В конце концов, местные власти признали свою ошибку, сказали, что запрет – это был акт толерантности, но обернулось все нехорошо».

Деньги на собор собирают от Австралии до Канады

Строительство греко-католического храма, которое до недавнего времени было заморожено, снова возобновилось. На его возведение средства собирают буквально всем миром – деньги шлют эмигранты из Западной Украины, которые осели от Австралии до Канады.

«В Харькове такого собора нет, да и на востоке страны тоже, – с гордостью отмечает отец Николай. – Сейчас важно накрыть строение до холодов».

Фото: Константин Чегринский

Фото: Константин Чегринский

Вместе с церковью растет и число прихожан. Изначально в общине было всего семь человек, сейчас же во время службы часовня не вмещает всех желающих. По самым скромным подсчетам, сегодня в Харькове около трех тысяч католиков восточного обряда».

«Мы раньше принадлежали к Донецко-Харьковскому экзархату, а 2 апреля 2014-го наш Блаженнейший решил, что Донецкий и Харьковский будут отдельно. Сейчас в Донецк греко-католических священников не пускают, хотя там и есть храм, но никто не гарантирует безопасность наших коллег. А Харьковский экзархат возглавляет владыка Василий Тучапец, он ввел традицию общей молитвы для всех христианских конфессий. Мы обращались к Богу в костеле, в нашем храме, в соборе Киевского патриархата, в Автокефальной и в Армянской церкви. Только Московский патриархат не хочет с нами совершать совместную молитву, – вздыхает отец Николай. – Молитвы у нас одинаковые, к тому же у нас восточный обряд – мы признаем Владимирово крещение. Просто молимся мы за наш народ и Украину».

Фото: Константин Чегринский

Фото: Константин Чегринский

Весной 2014 года, когда в Харькове полным ходом разворачивалась «русская весна», люди с шевронами «ХНР» присматривались к храму греко-католиков. Коротко стриженные, с армейской выправкой мужчины, которые говорили с акающим акцентом, детально изучали территорию собора.

«Мы организовали круглосуточное дежурство, опасались нападения. Тогда многие священники испугались, вывезли свои семьи из Харькова, но мои родные остались здесь. Я внутренне верил, что Харьков не возьмут, так как увидел молодых харьковчан, готовых защищать город», – с теплотой вспоминает отец Николай.

Фото: Константин Чегринский

Фото: Константин Чегринский

С началом боевых действий на Донбассе католики восточного обряда, заручившись финансовой помощью Международного благотворительного греко-католического фонда «Каритас-Харьков», ежедневно помогают переселенцам из зоны АТО. Они организовывают всевозможные программы для адаптации, предоставляют гранты на открытие и развитие малого бизнеса, выдают продуктовые наборы и опекают немощных стариков. Много времени католические священники восточного обряда уделяют также капелланской миссии на фронте и в военных госпиталях.

Начало серии материалов о религиозных общинах нашего города читайте в № 28 и 29.

 

Свинина под запретом. Африканская чума докатилась до Харьковской области Опасная слава. Экстрим ценою в жизнь
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы
Комментариев: 0