Храм, где хранят традиции предков. Харьковские армяне учат родной язык и берегут ремесла

25 октября 14:01
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
yakushka
журналист
Фото предоставлено храмом Сурб Арутюн Армянской апостольской церкви

Фото предоставлено храмом Сурб Арутюн Армянской апостольской церкви

При соборе Сурб Арутюн Армянской апостольской церкви поддерживают национальные традиции и занимаются благотворительностью, не афишируя.

Не торгуют свечами и таинствами

Единственный на всю Харьковскую область храм Армянской апостольской церкви Сурб Арутюн – гордость общины. Красавец-собор возвели за четыре года, причем строили буквально всем миром – кто-то нес гвозди, кто-то краску, мужчины и женщины работали, засучив рукава. На освещение святыни в Харьков лично приехал Каталикос всех армян Гарегин Второй.

Несмотря на фундаментальную роспись, собор не слепит и не давит обилием позолоты. Ощущение торжества смешивается с грустью. Свечи, которые тут не принято продавать посетителям, верующие ставят в специальную емкость с песком – весьма удобная и экономичная традиция, которая до сих пор в ходу в иерусалимских храмах. Нет на стене собора и прейскуранта за таинства.

"Если у человека есть деньги, он пожертвует на храм. Но если нет, разве мы имеем право отказать ему в крещении, венчании или отпевании? Таинства – это не товар, чтобы ими торговать", – просто объясняет настоятель церкви Тер Мкртыч Григорян.

12 лет назад он приехал в Харьков из Швеции по приглашению архиепископа Армянской апостольской церкви. Вначале утряс внутренний конфликт в общине, потом взялся достраивать собор. Но пустой храм сдавать не годится, нужно завершить внутреннюю отделку – покрасить, расписать…Так и живет Тер Мкртыч на две страны все это время.

"Где бы не находились армяне – а они разбросаны по всему миру – в первую очередь они строят церковь и открывают школу. Наши люди чувствуют острую необходимость в церкви, и этому есть объяснение. Армяне в 301 году первыми приняли христианство как государственную религию. А когда в XV веке Армянское царство перестало существовать, церковь имела духовную и гражданскую власть над народом. Наше духовенство всегда было рядом с людьми, никогда не ущемляло прихожан, в истории армянской церкви нет кровавых страниц инквизиции", – рассказывает настоятель.

При соборе Сурб Арутюн Армянской апостольской церкви поддерживают национальные традиции и занимаются благотворительностью, не афишируя.

При соборе Сурб Арутюн Армянской апостольской церкви поддерживают национальные традиции и занимаются благотворительностью, не афишируя.

При храме существует воскресная школа (сейчас она временно не работает из-за ремонта), где помимо Библии дети обязательно изучают историю Армянской церкви, родной язык и традиции.

"Школа – это тоже необходимость первой категории для армян, как и церковь. Община всегда поддерживала сохранение традиций, среди которых народный танец, ремесла. А еще мы мечтаем открыть школу искусств, ведь в Харькове есть именитые художники-армяне, которые смогли бы преподавать ребятам", – поделился планами настоятель.

Еще в планах у Тера Мкртыча – открыть при храме трапезную, где можно было бы организовать питание для малоимущих. Армянская община имеет многолетний опыт благотворительности, но не афиширует, что помогает детскому дому и пожилым людям.

Католики спасли более 30 армянских детей во время резни

При соборе Сурб Арутюн Армянской апостольской церкви поддерживают национальные традиции и занимаются благотворительностью, не афишируя.

При соборе Сурб Арутюн Армянской апостольской церкви поддерживают национальные традиции и занимаются благотворительностью, не афишируя.

Многочисленная армянская община в Харькове обосновалась еще в XIX веке. В качестве подтверждения – переулок Армянский в старой части города. В центре Харькова у общины был молельный дом и школа.

"Мы пытаемся систематизировать, подсчитать, сколько сейчас живет армян в нашей области. Если я скажу, что в Харькове их 20 тысяч – это будет правда. И если скажу, что 60 тысяч – тоже правда", – шутит Тер Мкртыч.

До того, как построили свой храм, армяне ходили в православные церкви, там же крестили детей. Есть среди харьковских армян и прихожане католического костела. Это связано с тем, что в 1915 году, во время массового уничтожения армян в Турции, католические священники вывезли из эпицентра трагедии более трех десятков детей. Духовенство доставило ребят в Харьков, где они выросли и получили образование.

"Поэтому у нас есть особая связь с костелом, и глубокая благодарность его служителям. И ежегодно, 24 апреля, мы идем к католическому храму, чтобы вместе с духовенством помолиться о душах невинно убиенных во время резни в Турции", – объясняет настоятель армянской церкви.

Впрочем, геноцид армян – не единственный повод для совместных молитв с представителями других христианских конфессий. Священники армянской церкви, сообща с духовенством Киевского патриархата, католиками, греко-католиками и автокефалами, уже не раз проводили совместные богослужения о мире в Украине.

"А как же иначе, ведь людей нужно успокоить в трудное время. И только молитва может это сделать лучше всего! Мы живем в стране Украина, обязаны ей за то, что она благосклонно относится к нашему народу. Если человек находится здесь, он обязан соблюдать законы страны. И жить в мире", – подчеркивает настоятель армянской церкви.

Как съездить за поребрик и выжить Как в Украине появился Бобат-терапевт или история Ирины
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы
Комментариев: 0