Харьковские школьники учатся быть социально ответственными бизнесменами

16 марта 14:55
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...

Ученики 7-8 классов увидели несколько моделей бизнеса, подискутировали о вреде некоторых видов деятельности.

Социальный предприниматель Наталья Рябуха обучает детей навыкам финансовой грамотности и социальной ответственности. Она уверена, что будущее Украины за молодежью, которая сможет строить бизнес-модели, которые не только приносят выгоду, но и решают социальные проблемы.

Что такое социальное предпринимательство, Наталья Рябуха знает не понаслышке, она уже реализовала в Харькове два проекта аналогичной направленности. Ее детища – магазин вещей «Ясна річ» ежемесячно передает 5000 грн на благотворительность, а «Шафа добра» финансово поддерживает Центр помощи беременным.

В прошлом году харьковчанка в качестве социального предпринимателя ездила в Берлин по обмену опытом и узнала, что в школах Германии детей обучают финансовой грамотности, маркетингу и социальной ответственности.

– Они считают, что важно развивать в детях предпринимательские навыки, понимание финансов, маркетинга и современного мира вообще. У них огромная проблема: несмотря на то, что люди достаточно обеспечены, они не хотят открывать собственное дело. Государство видит в этом серьезный недостаток, поэтому они работают с молодежью, – говорит Наталья Рябуха.

Если в Украине идти на риск в бизнесе – это вынужденная мера, то в Европе экономика настолько социально ориентирована, что многие просто не видят необходимости в том, чтобы организовывать собственное дело, ведь минимальный риск прогореть всегда присутствует.

После возращения на родину Наталья решила реализовать нечто подобное и в харьковских школах, и выиграла грант на проведение тренингов по социальному предпринимательству в школе.

– Возможно, из-за того, что нет государственной поддержки, у нас выживают только самые эффективные социальные проекты. Но я надеюсь, что государство обратит на это внимание. Существует заинтересованность европейских и американских фондов к идеям социального предпринимательства в Украине, – поясняет Наталья Рябуха. – Они видят у нас возможности развития гражданского общества, предпринимательского мышления. Сейчас есть минимальное финансирование этих предприятий в виде стартового капитала или обеспечения первого года работы, то есть самых критичных моментов.

Проект по социальному предпринимательству в школах «От 0 до 1» реализуется в сотрудничестве с Фондом Восточная Европа, предоставленных Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития.

НЕСКОЛЬКО БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ

Проект по социальному предпринимательству с учениками гимназии «Очаг» длился три месяца и завершился 5 марта. В группе из 20 человек (7–8 классы дискутировали о том, как любая деятельность влияет на экологию, на планету, на людей).

– Например, должен ли предприниматель думать о сиюминутной выгоде или стоит посмотреть все-таки немного дальше в будущее, как минимизировать негативное влияние на окружающую среду, – рассказывает Наталья Рябуха. – Как создавать новые модели, которые смогут не просто зарабатывать деньги, а решать какие-то социальные проблемы. Идея социальных бизнесов как раз в том, чтобы, видя сложную социальную ситуацию, предложить бизнес-модель, которая сможет долгосрочно и устойчиво ее решать.

Несмотря на сложность темы, школьники оказались очень чувствительны к проблемам, а вопрос получения прибыли волновал их меньше всего.

– Их очень беспокоит вопрос экологии. В частности, что сокращается количество лесов, говорили о состоянии питьевой воды. Это дети 13–15 лет, но они уже прочувствовали на себе, что еще вот недавно вода была питьевая, а сейчас ее уже нет, – рассказывает Наталья Рябуха.

Наталья встречалась с детьми после уроков раз в десять дней. Дети не только получали информацию, но и ездили на умные экскурсии – знакомились с различными формами бизнеса.

– Посетили магазин «Ясна річ», где мы показали модель немного инновационную, немного непривычную, объяснили, как она работает. Потом были в «Антикафе». Собственник показывал слайды и рассказывал, как работает эта бизнес-модель. Она ближе к классическому бизнесу, но несет серьезную социальную нагрузку – популяризируют идею здорового общения, не отягощенного развлечениями извне. Это игры настольные, это общение, никакого алкоголя, – рассказывает Наталья Рябуха. – Потом мы были в ИТ-компании, которая является представителем классического бизнеса. Детям рассказали, как создается продукт, кто является клиентом, кто работает. Мы хотели, чтобы дети могли увидеть, как абсолютно разные бизнес-подходы могут существовать и приносить пользу не только работникам, но и городу в целом.

«ЗДЕСЬ ХОРОШО»

После теоретической и практической частей программы дети решили применить знания и организовали у себя в школе зону отдыха – зеленую террасу на крыше. Это достаточно дорогостоящий проект, но Наталья Рябуха говорит, что странно было бы отговаривать детей от этого после тренингов по предпринимательству.

После тренингов дети решили обустроить террасу прямо в гимназии. Деньги на озеленение собирали на школьной ярмарке.

– В течение всей программы обучения дети делали маркетинговое исследование по технологии mapping – они изучали школьную территорию с точки зрения эмоционального ощущения и социальной нагрузки. Дети исследовали и маркировали все уголки: писали на стенах, на углах, на дверях, на скамейках: «здесь хорошо», «здесь не нравится», «здесь хочу, чтобы было то-то», «здесь плакать хочется», «тут хочется играть с друзьями», – рассказывает Наталья. – Исследование показало, что вот эта зеленая терраса – это болезнь всех детей, они все стремятся туда.

Руководство гимназии поддержало желание детей. Кроме того, выяснилось, что буквально с этого года не нужно никаких специальных разрешений для того, чтоб создавать зоны отдыха на крыше. Основную часть расходов взрослые возьмут на себя, а дети соберут деньги на озеленение территории. Для этого ученики самостоятельно организовали и провели школьную ярмарку. Работы по превращению школьной крыши в зеленую террасу администрация школы обещает начать уже летом.

Комментариев: 0
Харьковская полиция разыскивает пропавшего подростка Платите сами. Субсидии дали деньгами – но не всем
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы