Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Электричество кончилось. В Харькове из-за долгов – трамвайно-троллейбусный коллапс

Фото: Константин Чегринский / KHARKIV Today
Мэрия обещает, что коммунальные предприятия начнут оплачивать текущие счета.

«Горэлектротранссервис» задолжал за электроэнергию больше 47 миллионов гривен. Энергетики обещают каждые выходные отключать депо, пока коммунальное предприятие не оплатит хотя бы текущие долги.

По субботам и воскресеньям в Харькове становится сложно прокатиться на трамвае или троллейбусе, так как «Облэнерго» отключает от электричества подстанции «Горэлектротранссервиса». В прошедший уик-энд половина трамваев и 47 троллейбусов не вышли на маршруты. В горсовете называют действия энергетиков противозаконными и бездумными. Те в ответ лишь разводят руками – они восемь месяцев фактически кредитуют городской транспорт.

«Хотим получить свое»

Первый «звоночек» прозвенел еще в апреле – тогда «Харьковоблэнерго» впервые обесточил транспортников, правда, только административные здания. Предупреждение не подействовало – если весной долг составлял 30 миллионов, то к концу лета он вырос до 47 миллионов гривен. В августе энергетики перешли к более радикальным мерам – свет начали выключать в депо. 14 августа не вышли на рельсы трамваи пяти маршрутов, в последние выходные месяца – уже половина подвижного состава, а также десятки троллейбусов. Транспортники не платят за электричество. В этом году на счета «Харьковоблэнерго» поступило меньше 1% от суммы долга. Отключения – это жест отчаяния, говорят энергетики.

«Восемь месяцев мы провозили харьковчан за свой счет, у городских властей было время решить эту проблему. До бесконечности кредитовать городской электротранспорт мы не можем. Мы покупаем электроэнергию на оптовом рынке, если конечный потребитель не оплачивает – нам купить не за что. Деньги из воздуха не берутся. Мы просто хотим получить свое», – заявил пресс-секретарь компании Владимир Скичко.

В горсовете отключения восприняли в штыки, ответ последовал незамедлительно. 26 августа сотрудников «Горэлектротранссервиса» вывели на пикет к администрации «Харьковоблэнерго». Причем к ним присоединились работники других предприятий-должников – «Харьковводоканала» и «Тепловых сетей». Вместе эти три коммунальные предприятия задолжали за электричество 700 миллионов гривен. Коммунальщики и чиновники горсовета в унисон твердят: виноват Киев, в этом году за перевозку льготников из госбюджета не пришло ни копейки.

«Государство выделяло средства, компенсируя эту льготную перевозку, а затем деньги путем зачетов попадали на счет «Харьковоблэнерго». С 2016 года такой механизм не работает, не могу сказать, почему это происходит», – отметил замдиректора «Горэлектротранссервиса» Виктор Громыкин.

Такие же жалобы и у «Харьковских теплосетей» и «Харьковводоканала». Представители предприятий, которые вышли пикетировать энергетиков, подчеркивают, что не получают от правительства обещанной компенсации за тех, кто оформил субсидии. В бюджете Харькова на 2016 год заложили чуть больше миллиарда гривен на эти цели, все деньги должны были прийти в качестве субвенций из госказны. Сумма покрыла бы задолженность коммунальных предприятий перед энергетиками, но субвенций до сих пор не дали.

Временное перемирие

На этой неделе в войне коммунальщиков с энергетиками наметилась временная передышка. В понедельник представители «Харьковоблэнерго» и горсовета сели за стол переговоров.

«Мы договорились о том, что городской электрический транспорт отключать не будут. Также это касается объектов «Харьковских тепловых сетей» и «Харьковводоканала». Мы будем работать над тем, чтобы увеличить расчеты с «Облэнерго», – отметил после совещания Игорь Терехов, первый заместитель городского головы.

Вице-мэр пообещал, что коммунальные предприятия начнут оплачивать текущие счета. В тот же день сотрудники этих предприятий сняли блокаду с офиса «Харьковоблэнерго», а энергетики дали ток в депо. Все трамваи и троллейбусы вышли на маршруты. Но никто не исключает, что перемирие окажется временным – ведь погасить уже накопившуюся задолженность не обещали. В то же время у «Харьковоблэнерго» начинается сложный период подготовки к зиме: энергетики переживают, что не смогут оплачивать ремонтные работы. Сейчас все деньги ремонтного фонда идут на закупки электричества. В горсовете предлагают «поднажать» на Кабмин общими усилиями.

«Мы обращаемся в Киев все время. Нам нужен такой партнер, как «Облэнерго» в этом – я не назвал бы войной – переговорном процессе с центральными органами власти. А мы оставлены один на один», – пожаловался заместитель мэра по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов.

В горсовете отправили в Кабмин очередное письмо с требованием компенсировать перевозку льготников, но пока оно остается без ответа.

Все больше льготников

Сотрудники трамвайных депо подтверждают: основной их контингент – льготники. Причем тех, кто имеет право на бесплатный проезд, в 2016 году стало существенно больше.

«Сейчас их не меньше 70% от всего количества пассажиров, – рассказывает Ольга, водитель трамвая с 15-летним стажем. – И если раньше это были в основном пенсионеры, то сейчас все больше молодые люди, многодетные, ветераны АТО, еще какие-то люди с корочками. А проверить, настоящие это документы или нет, мы не можем – я, например, работаю без кондуктора, и большинство водителей тоже. Открываем только переднюю дверь, пассажиры ругаются, конечно, но что делать».

Водитель рассказывает: кондукторов на предприятии практически нет, потому и собрать оплату за проезд у оставшихся 30% нельготников сложно. Да и среди водителей наблюдается нехватка кадров. Молодежь, по ее словам, не задерживается дольше, чем на несколько месяцев, поскольку план у каждого водителя – продать за смену 500 талончиков. Если не получается – приходится платить из своего кармана.

«Меньше, чем ставку, конечно, не получишь, но на подобные расходы может уйти вся премия и надбавки. В итоге получаются совсем смешные суммы. Каждый месяц не знаешь, какая будет зарплата», – жалуется водитель.

По ее мнению, «Горэлектротранссервису» следовало бы вернуть контролеров на маршруты. Если бы контрольные бригады регулярно ловили зайцев, можно было бы повысить выручку в два раза даже без кондукторов и с таким количеством льготных пассажиров.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.