Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Бен Мозес: «Мое самое страшное воспоминание о войне во Вьетнаме – диарея»

Поговорили с голливудским продюсером Беном Мозесом о впечатлениях от Майдана, знакомстве с Робином Уильямсом и сексуальном скандале в Голливуде.

Бен Мозес – человек с внушительной биографией. Продюсер, сценарист, режиссер, профессор Калифорнийского университета, Мозес работал на радиостанции во Вьетнаме, после чего начал телевизионную карьеру и, в конце концов, попал в Голливуд. Фильмы, в производстве которых Бен принимал участие, получили множество наград, включая "Оскар". Самая известная его работа – частично автобиографичный фильм «Доброе утро, Вьетнам» с Робином Уильямсом в главной роли, демонстрирующий другую сторону войны.

В Украине Мозес уже в двадцатый раз – впервые в нашу страну он попал 10 лет назад во время работы над своим документальным фильмом "От шепота до крика", посвященным природе диктатуры и причинах уличных протестов. После окончания съемок Бен продолжил наведываться в Украину – один из таких визитов совпал с началом Революции достоинства. События Евромайдана настолько потрясли Мозеса, что он решил снять в нашей стране еще один фильм – "Я украинец: личные истории революции". В Харьков кинематографист приехал при поддержке программы Fulbright для того, чтобы пообщаться со студентами ХНУ им. Каразина.

«Харьковская неделя» поговорила с Мозесом о впечатлениях от Майдана, знакомстве с Робином Уильямсом и громком сексуальном скандале в Голливуде.

– Бен, как родилась идея снять "Я украинец: личные истории революции"?

– Я режиссер и всегда ношу с собой камеру. Никогда раньше мне не приходилось бывать среди такого количества протестующих. Впервые попав на Майдан, я стал на вершине здания «Глобуса», посмотрел вниз и увидел толпу людей. Я спросил себя: «Что они здесь делают?» А затем спустился вниз со своей камерой, чтобы протиснуться к сцене, – там была огромная толпа, но удивительное дело, когда я пробирался, она расступались передо мной, как море перед Моисеем. Я слушал выступающих и разглядывал протестующих – это были обычные люди. Они говорили: «Мы собираемся избавиться от президента!» Я отвечал: «Да вы сумасшедшие! Вы протестуете с детьми на плечах, у вас не получится это сделать!» У нас в Америке, в Вашингтоне, тоже проходят подобные протесты, но мы не можем себе и представить, что таким образом избавимся от президента. Но демонстранты на Майдане настаивали, что президент Янукович – коррупционер и диктатор, и они заставят его уйти. Я спрашивал: «И как? Стоя здесь?» Поэтому я и начал снимать.

– Ваш фильм "От шепота до крика" рассказывает о диктатуре в разных странах. Есть ли разница между диктаторами?

– Разницы между диктаторами нет. Они возвели власть в абсолют и верят, что являются самым важными персонами в мире. И они боятся потерять это. Отличный пример – Роберт Мугабе в Зимбабве, который не отдавал власть, потому что боялся, что его посадят в тюрьму или убьют. За уверенным имиджем Путина также скрывается большой страх. Однажды его убьют, если он совершит ошибку, потому что всегда все одинаково: до тех пор, пока ты не проявляешь слабость, они поддерживают тебя, но затем убивают.

– Давайте перенесемся в 60-е. Каким образом во время войны во Вьетнаме вы попали на американскую военную радиостанцию «Радио Сайгон»? Какие программы и музыку транслировала радиостанция?

– В колледже я работал на радио. Когда я пошел в армию и попал во Вьетнам, у меня за плечами было всего полгода службы и командование ничего не разрешало мне делать. Я спросил, могу ли поработать на радио, и они ответили: «Да, конечно». На следующий день после того, как я сделал пробную запись, мне позвонил Эдриан Кронауэр и сказал: «Мы будем рады, если вы захотите присоединиться». Так я начал работать на радиостанции. Фильм «Доброе утро Вьетнам» довольно правдив в этом плане – изначально на радио ставили достаточно скучную старую музыку.

– В фильме показано, что на радио действовала жесткая цензура. Это правда?

– Двое близнецов-цензоров в фильме придуманы ради смеха. У нас их не было, но, как и в любом государственном СМИ, то, что мы говорили, действительно подвергалось цензуре.

– В целом, насколько события из фильма отражают действительность? Каково соотношение правды и вымысла?

– Можно сказать, что фильм состоит из трех частей: моей невыдуманной части истории, части Эдриана Кронауэра, которая также правдива, и третьей части – вымысла. Мы сложили их воедино, и блестящий сценарист Митч Марковиц, написавший сценарий, сделал все это смешным.

– Какое ваше самое страшное и смешное воспоминание времен войны?

– Мое самое страшное воспоминание из Вьетнама – это ежедневная диарея. (Смеется) Ты не можешь далеко отойти от туалета. От всего было плохо, – не только от местной еды. Мы принимали таблетки от малярии, от них также была диарея. Что касается самой войны, то я был в безопасности. Я работал в здании с кондиционером в Сайгоне, через улицу находилась гостиница Caravellе, где работали тележурналисты – по вечерам мы собирались на ужины с вином. Во Вьетнаме я вел сказочную жизнь. Как будто бог спустился с небес и осыпал меня манной. Но это не значит, что не было страшно.

– Как из Вьетнама вы попали в Голливуд?

– Через Колумбию, город в Южной Каролине, Майами и Нью-Йорк. Я приехал в Калифорнию из Нью-Йорка, чтобы сделать телевизионную программу с моим другом, певцом (Барри Маниловым – прим. «ХН»), и в итоге остался.

«Харрасмент тянется с начала Голливуда»

– Вы работали с Робином Уильямсом. Каким человеком он был в обычной жизни?

– Работать с ним было изумительно. Робин был из тех комиков, которые, когда вы обедаете вдвоем, ведут себя так же, как и все, но стоит присоединиться еще парочке людей, и он уже висит на люстре. Он был радушным человеком и очень нравился мне. В последние пять-десять лет мы потеряли связь, хотя я и знал, что он болен. И сегодня определенно скучаю по его комедиям и шуткам.

– Что вы думаете о главном прошлогоднем скандале Голливуда - истории с Харви Вайнштейном и харрасментом? Слышали ли вы раньше подобные истории?

Я не слышал о них, я знал их. В том плане, что все это тянется еще с начала Голливуда. В 1930-х был такой актер Роскло Арбакл по прозвищу «Толстяк», толстый комик, который делал ужасные вещи женщинам, но, несмотря на это, был известен и популярен. Его обвинили в убийстве на сексуальной почве (в 1921-м Роско обвинили в изнасиловании и непреднамеренном убийстве актрисы Вирджини Рапп, однако, суд, в конце концов, оправдал его – прим «ХН»). Это всегда происходило в темных уголках Голливуда и все закрывали на это глаза.

– Некоторые европейские актеры и режиссеры, например, Катрин Денев и Михаэль Ханеке, называют продолжающиеся в Штатах обвинения в сексуальных домогательствах охотой на ведьм. Согласны ли вы с ними?

– Нет, не согласен. Мне известны некоторые подобные истории. Конкретно о Харви Вайнштейне не слышал, но не удивлен. Потому что многие мужчины, которые обладают властью – и не важно, в Голливуде, в Вашингтоне, в Лондоне, или в Киеве – могут делать с другими то, что вздумают.

– Как вам фильмы, которые в этом году получили "Оскар". Были ли у вас свои фавориты перед церемонией награждения?

– Думаю, среди номинантов в этом году было много хороших фильмов. Мне нравится анимационный фильм «Коко» студии Pixar, он просто фантастический! Мой фаворит, - это, пожалуй, «Призрачная нить» с Дэниелем Дей-Льюисом, он прекрасен! Но и «Дюнкерк» - отличный фильм, и «Секретное досье» – тоже.

– Фильмы, которые вы продюсировали, удостоены "Оскаров". По-вашему, изменились ли в последние годы критерии, по которым американская киноакадемия присуждает награды?

– Точно не могу сказать. Я знаю, что раньше киноакадемия состояла из пожилых людей, которым по душе традиционные фильмы, но сейчас постепенно в ее состав включают тех, кто моложе – вероятно, это меняет критерии.

– У вас есть лицензия пилота. Для чего вы получили ее и когда последний раз управляли самолетом?

– (Переходит на украинский язык) Чому ні? (Смеется) Я летал из Лос-Анджелеса в Аризону, мать моей жены живет в Аризоне, и иногда мы летаем туда не уик-энд. Лицензию я получил в Нью-Йорке, но над Новой Англией тяжело летать, потому что там очень насыщенный воздушный трафик.

Блиц

– Назовите тройку ваших любимых режиссеров…

– Стивен Спилберг, Барри Левинсон, Кристофер Нолан и многие другие…

– Лучший актер и актриса на сегодняшний день…

– Я очень люблю Дэниеля Дей-Льюиса. С Мэрил Стрип не бывает плохих фильмов.

– Какую книгу вы бы порекомендовали?

– «Му­ра­вей­ни­ки в са­ван­не» Чинуа Ачебе – это художественная книга, которая рассказывает о том, как становятся диктаторами.

– Ваше любимое место для отдыха?

– Очень банально – Париж. Одно время мы жили там, я влюбился в этот город.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.